Гомосексуальность и психоанализ

Гомосексуальность и психоанализ

Сообщение Oleg » Пн апр 09, 2012 2:45 am

Гомосексуальность и психоанализ

Автор - Виталий Зимин
клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, действительный член Общества психоаналитической психотерапии, ассоциированный член Московского психоаналитического общества, сотрудник кафедры психоанализа Института практической психологии и психоанализа, Москва

Этот доклад кажется мне чрезвычайно важным для нашего молодого психоаналитического сообщества, развивающегося в стране, где гомосексуальность совсем недавно рассматривалась не только как вид психопатологии или сексуальной распущенности, но и как уголовное преступление.

Доклад доктора Р. Раутона заставляет еще раз задуматься над тем, как легко поиски истины в психоанализе (в частности, истины о гомосексуальности) могут трансформироваться в её преследование. В русском языке легкость этой трансформации видна даже лингвистически. Слова «преследование» и «исследование» являются однокоренными.

Для Фрейда гомосексуальность не представляла собой более сложной проблемы, чем гетеросексуальность. В «Трех очерках» З. Фрейд писал: «С точки зрения психоанализа исключительный интерес мужчины к женщине является проблемой, нуждающейся в объяснении, а не чем-то само собой понятным, что имеет своим основанием химическое притяжение» (Фрейд, 1905). Многие современные аналитики рассматривают сексуальную ориентацию как компромиссное образование, отражающее бисексуальную природу человеческого существа. Большинство считают, что правильнее было бы говорить о "гомосексуальностях" и "гетеросексуальностях" во множественном числе. Результаты эмпирических исследований не обнаруживают значимых различий гомосексуальных и гетеросексуальных людей, подтверждая позицию З. Фрейда, который писал: «Психоаналитическое исследование самым решительным образом противится попыткам отделить гомосексуальных от других людей как особую группу» (Фрейд, 1905). Однако, несмотря на все это, для среднестатистического гетеросексуального индивида гомосексуальность все еще остается объектом для опасных проекций, отторгнутой идентичностью, по которой не совершена «работа горя». Возможно, именно в этом дефиците значимых различий кроется одна из причин дискриминации, обусловленной, как писал С. Жижек, «бессознательной ненавистью к чрезмерным наслаждениям Другого».

Доктор Раутон говорит о том, что необходимо изучать ошибки наших старых теорий. Я не знаю, нуждается ли гомосексуальность сама по себе в исследовании. Но то, что действительно требует серьезного исследования – это отношение к гомосексуальности, приводящее к ложным истолкованиям, ошибкам мышления и искажению реальности, которые можно наблюдать как у гетеросексуальных, так и у гомосексуальных индивидов, как у пациентов, так и у психоаналитиков.
Давайте смоделируем подобную ошибку и возьмем в качестве примера один из важных фрагментов мифа об Эдипе. Из различных источников мы знаем, что отец Эдипа, Лай, считался в Древней Греции изобретателем однополой любви. Как известно, он похитил и соблазнил юношу по имени Хрисипп, который впоследствии был опозорен и покончил собой. Отец юноши Пелоп проклял Лая и весь его род. Эдип стал жертвой и орудием этого проклятия. Такая комбинация событий в сюжете этого мифа может подтолкнуть нас к ложному выводу, что Эдип стал жертвой проклятия из–за гомосексуализма его отца. В чем же действительно был грех Лая? Был ли он проклят Пелопом за то, что он полюбил Хрисиппа? Для древних греков, которые очень толерантно относились к однополой любви, своеволие Лая заключалось не в том, что он любил юношей, а в том, что он нарушил отцовский закон и совершил насилие.

Почему возникают подобные ошибки? На мой взгляд, причина подобного нарушения мышления, приводящего к искажению реальности, может быть связана с вторжением примитивных аспектов Супер-Эго.

Одной из типичных манифестаций подобного вторжения Супер-Эго является вопрос о «норме», которого нам вряд ли удастся избежать в дискуссии о гомосексуальности. Дж. МакДугалл пишет об этой проблеме в своей очень живой и ироничной статье «Речь в защиту некоторой анормальности». Она выделяет три типа так называемой «нормальности»: эталонную (нормативную), статистическую и патологическую. Эталонная (нормативная) нормальность – это то, к чему мы стремимся, это часть Эго-идеала. При работе с гомосексуальными пациентами мы сталкиваемся с парадоксом, который заключается в том, что вероятнее всего, идеал гетеросексуальной семьи присущ как гетеросексуальным, так и гомосексуальным индивидам.

Один мой гомосексуальный пациент, мужчина, хорошо выразил эту дилемму. Я приведу пример двух высказываний, сделанных им в разное время в процессе психотерапии. Первое: «Когда у меня хорошее настроение, я иду по улице и смотрю на молодых людей. Я чувствую себя в полном согласии со своей сексуальностью.… У меня возникает тайное чувство превосходства над другими людьми, которые не могут ощутить этого. В такие моменты я горжусь своей гомосексуальностью, как если бы я обладал изысканной дорогой вещью». Второе: «Я хотел бы иметь семью. Но мне сложно представить себе гомосексуальную семью. Я могу представить себе, что я живу с постоянным партнером, но для меня это все равно не семья. В семье должна быть женщина. Но я не могу иметь сексуальные отношения с женщиной, и если бы я был женат, то не хотел бы изменять жене с мужчиной. Я хотел бы иметь детей. Если у меня будет мальчик, то я не хотел бы, что бы он стал геем. Я не хочу, чтобы он страдал, как я».

Этот пример показывает, что, возможно, гомосексуальный индивид имеет более обнаженный конфликт в области Эго-идеала. Отказ от «сексуальности предков» делает его/её более уязвимым к страху потери любви со стороны гетеросексуальных родителей и со стороны асексуального Супер-Эго.

Посмотрим на проблему с точки зрения статистической нормальности. Число открыто гомосексуальных людей значительно меньше, чем гетеросексуальных. Однако эта статистическая истина может использоваться Супер-эго, которое, сплавляя в единый конгломерат статистическую и эталонную нормальность, уравнивает их с эмоциональной зрелостью. Это уравнивание ведет к очередной ошибке мышления и искажению реальности. При определенных патогенных факторах это приводит к устойчивому состоянию, которое МакДугалл называет патологической нормальностью. В этом случае "норма" превращается в обузу для мысли и кладбище воображения» (Дж.МакДугалл).

Доктор Раутон говорит о том, что гомосексуальные люди могут быть эмоционально зрелыми. Однако, я думаю, важно различать нормальность и эмоциональную зрелость. Рискну предположить, что эмоциональная зрелость вообще не относится к категории «нормального». Возможно, если бы у нас была надежная методика, позволяющая исследовать эмоциональную зрелость, то эмоционально зрелые люди составили бы «эмоциональное» меньшинство и считались бы статистически ненормальными.

Эмоциональная зрелость предполагает большую свободу в разрешении конфликта, и, следовательно, большее наслаждение в любви и работе. Однако, эмоциональную зрелость, в отличие от эталонной нормальности, трудно идеализировать, потому что одним из признаков эмоциональной зрелости для каждого индивида будет осознание различий и принятие ограничений. Зрелость требует «работы горя» и претерпевания психической боли, связанной с ростом. Возможно, при работе с гомосексуальным пациентом мера этой работы горя может оказаться больше только лишь потому, что гомосексуальный индивид вынужден признать, что он живет в гетеросексуальном мире. И, наконец, эмоциональная зрелость не может стать «обузой для мысли или кладбищем воображения», т.е. – патологической нормальностью.

Теперь я хотел бы обратиться к результатам одного эмпирического исследования отношения к гомосексуальности. В 1-м номере Международного психоаналитического журнала за 2004 год была опубликована статья двух итальянских авторов, Витторио Лингиарди и Паолла Капоззи: «Психоаналитическое отношение к гомосексуальности. Эмпирическое исследование». В этой статье представлены результаты эмпирического исследования среди профессионалов, принадлежащих различным итальянским психоаналитическим обществам. Было опрошено 206 респондентов, 114 из которых были члены МПА. В исследовании учитывались базовое образование, теоретическая ориентация, статус членства в обществе. Всем респондетам предлагалось ответить на 13 вопросов, связанных с отношением к гомосексуальности. К сожалению, за недостатком времени я не могу вдаваться в интересные детали этого исследования.

Большинство респондентов положительно отвечают на следующее утверждение: «Я думаю, что психоанализ не должен иметь теорию об этиологии гомосексуальности. Гомосексуальностей как и гетеросексуальностей много; не существует единого психогенеза. Как психоаналитик, я предпочитаю работать с качеством отношений моих пациентов, независимо от их сексуальной ориентации». Большинство опрошенных (94,6 % членов МПА) выразили согласие с этим утверждением.

10-е утверждение анкеты: «Я думаю, что гомосексуальные психоаналитики могут быть "валидными" коллегами». 74% (члены МПА) дали положительный ответ. 11-е утверждение: «Я думаю, что открыто гомосексуальные психоаналитики могут быть "валидными" коллегами». Здесь количество положительных ответов снижается до 52.2%. На утверждение «Я думаю, что открыто гомосексуальные психоаналитики могут быть тренинг-аналитиками» только 50.00% дают положительный ответ, 69% признают, что в их ассоциации существует дискриминационная политика по отношению к гомосексуальным коллегам.

Исследование показало, что наиболее значимое отличие в отношении к гомосексуальности обнаруживается у коллег с медицинским и не медицинским образованием. Аналитики с медицинской степенью выражают более негативную установку по отношению к гомосексуальности по сравнению с аналитиками, имеющими психологическое или другое образование.

Как мы можем объяснить этот факт? Возможно, медицинская модель предполагает более патерналистское отношение к пациенту, делает аналитика более уязвимым к вмешательствам со стороны Супер-Эго, которое бросает вызов его аналитической установке и нейтральности.

Если верить М. Фуко, медикализация гомосексуальности произошла относительно недавно, во второй половине 19 века. До этого гомосексуальность рассматривалась как социально опасное поведение, преступление, а в средневековье приравнивалась к ереси. Однако, в отличие от Фуко, который интерпретировал этот факт как одну из современных стратегий власти, на мой взгляд, «медикализация» гомосексуальности была освобождающим шагом в развитии коллективного Супер-Эго, по сравнению с его более архаическими и жестокими формами: правовой и религиозной. Возможно, сейчас мы переживаем процесс дальнейшей эмансипации от примитивных аспектов Супер-Эго. Обычно в индивидуальном психоанализе этот процесс структурного изменения сопряжен с претерпеванием сильных сомнений и тревоги, как пациентом, так и аналитиком.

В. Бион писал о том, что примитивное Супер-Эго может проявлять себе в форме устойчивой эмоциональной триады: упрямого любопытства, высокомерия и глупости. Бион считал эти чувства воплощением психотический части личности.

Я думаю, что только подлинно аналитическая установка, к которой призывает нас этот доклад, позволит нам при работе с гомосексуальными пациентами осознавать и открыто анализировать вторжение со стороны Супер-Эго во всех его проявлениях. Только такой взгляд позволяет нам вовремя распознать: в активном поиске первопричины гомосексуальности – одержимость нашим упрямым любопытством, в психопатологизации гомосексуальности - наше высокомерие, а в попытке «вылечить» гомосексуальность – собственную глупость. Необходимо помнить и о другой опасной ловушке: маниакальном защитном отрицании различий и идентификации с «фальшивым Я», которое в некоторых случаях может скрываться под маской «псевдополиткорректности». Отсутствие деликатного интереса со стороны аналитика к гомосексуальности может привести к повторению травмы пациента, в развитии которого его сексуальная ориентация игнорировалась гетеросексуальными (или асексуальными) родителями.

В заключение еще раз хочу процитировать Ральфа Раутона: «Аналитики, которые выбирают клиническую работу с геями, обязаны осознавать возможность влияния гетеросексистских предубеждений, ошибочных теоретических концепций, реакций контрпереноса и даже простого незнания жизни геев. Необходимы самообразование и самоанализ, чтобы уменьшить влияния, мешающие нам открыто и беспристрастно слушать наших пациентов. Никаких специальных знаний по технике не требуется. Вполне достаточно обычного метода психоаналитической психотерапии, если использовать его правильно».
Литература

1. Фрейд З. Три очерка по теории сексуальности. 1905.
2. МакДугалл Дж. Речь в защиту некоторой анормальности. // Французская психоаналитическая школа. М.2005
3. Раутон Р. Современный психоанализ и гомосексуальность. // Материалы Российско-Американской конференции: «Современный психоанализ» М. 2005.
4. Фуко М., История безумия в классическую эпоху.
5. Lingiardi V., Capozzi P. Psychoanalytical attitude toward homosexuality. Int. J. Psycho-Anal. 85
6. Bion W.R. On Arrogance. Int. J. Psycho-Anal., 39:144-146

Источник
http://www.psychol.ru/about/conferences ... hp?ID=1768
Аватара пользователя
Oleg
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 61070
Зарегистрирован: Вс окт 09, 2005 9:08 pm
Откуда: Москва
Медали: 10
Пол: Мужской
Соционический тип: Бальзак
Тип по психе-йоге: Сократ (ВЛЭФ)
Темперамент: Флегматик
Профессия: Программист, оптимизатор

Гомосексуальность и психоанализ

Сообщение Counter Strike » Пн апр 09, 2012 3:18 am

Психоаналитики уже давно в полной мере не принимают фрейдовских воззрений на комплекс Эдипа и Электры, так как семейные устои времен Фрейда и теперешние семейные устои - здорово различаются.

Во-первых, роли мужчин и женщин, мужей и жен уже неклассические. Во-вторых, много матерей-одиночек. Так что в чистом виде применить фрейдовские воззрения оказывается невозможным. По крайней мере, в теории.

В практике, конечно, все феномены есть, они многое объясняют. Поскольку на уровне человеческих установок - вышеупомянутые роли "имеются в виду". На всякий случай :D . Пока, к счастью, не выродилось, и это хорошо.

Если бы не было бравады в плане секса, семьи, детей и т.п., то и проблем было бы меньше. Люди сами раздувают факт влечения гомосексуалов и, возможно, удовлетворения этого влечения до таких размеров, что начинается не столько реальная, осознаваемая как таковая, дискриминация, сколько "ошибки мышления" - в виде прежде всего необъективности по отношению к человеку с нетрадиционным влечением. Равно как и факт собственной гетеросексуальности на фоне гомосексуалов начинают видеть как некое достоинство, личное достижение. А ведь это всего лишь секс, получение удовольствия...

Кто-то пьет кумыс, кто-то есть жареных тараканов... Включается коллективное бессознательное по Юнгу, человеку припишут, что он колдун или ведьма... Или что он что-то навязывает...

Есть теория, что любой группе нужен козел отпущения. В принципе можно понять: желательно, чтобы были анти-герои, психика такова... Однако на то в нормальном обществе есть историческая память - раз, и искусство- два, как минимум.
А еще в условиях реальной культуры косяками и анти-примерами становятся какие-то гораздо более тонкие вещи, - над которыми надо работать, чтобы они были.

Осторожно, ненормативная лексика: youtube.com/watch?v=QSlwXpSVE0k
Аватара пользователя
Counter Strike
Вне ТИМов
Вне ТИМов
 
Сообщения: 32636
Зарегистрирован: Вт авг 31, 2010 2:40 am
Медали: 9

Гомосексуальность и психоанализ

Сообщение psy-therapist » Пт апр 13, 2012 6:42 pm

Oleg писал(а):Гомосексуальность и психоанализ

Автор - Виталий Зимин


Ой, это такой старый доклад... за это время Зимин сильно изменился, и я думаю что и его взгляды несколько на настоящий момент "морфировались"... :)


Пётр Юрьевич Лизяев
Аватара пользователя
psy-therapist
Участник
Участник
 
Сообщения: 36
Зарегистрирован: Вс апр 10, 2011 7:56 pm
Откуда: Москва
Пол: Мужской
Профессия: психолог/психотерапевт


  • { SIMILAR_TOPICS }
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в Психоанализ

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: GoGo [Bot], Google [Bot], Google Adsense [Bot], Google Search Appliance, ipomoea, Yandex 3.0 [Bot], Жози, игнат