Ёлочка писал(а):Татьяна Прокофьеваа я, следуя Юнгу, так понимаю, что в отроческие годы мы осваиваем Персону (СУПЕРЭГО), потом происходит "бой Персоны с Тенью (Так Юнг называет подростковый кризис), потом не менее опсный бой Эго с Тенью (кризис середины жизни) - ну и выход на мудрость (или не выход, если застревание).
А как это выглядит в годах?
Подростковый кризис происходит в 12-15 лет (в зависимости от индивидуального темпа развития каждого ребенка). В этом кризисе встречаются (по Юнгу) Персона (СУПЕРЭГО) и Тень (ИД). Причем Юнг четко указывает, что ценности Персоны - уже освоены и их не хватает для дальнейшего развития. А ценности Тени - новые, еще пугающие, но при этом и манящие. Подросток осваивает свою теневую сторону: оказывается, он не только мальчик-школьник, помощьник по хозяйству, разносчик газет (социальные роли), но у него есть еще и пугающие физические влечения, о которых не говорят вслух. Это неприятие (по началу) и в то же время сладкая заманчивость заставляют подростков сбиваться в стаи, с ярко выраженной антисоциальной направленностью.
Позже, когда кризис миновал, юноша, а далее - молодой взрослый, примиряются с собственной Тенью, умеют вписать гармонично ее проявления в личность. Это задача нормального развития, иначе он зависает в СУПЕРЭГО и становится ханжой, чрезмерно и нарочито рассуждающим о морали и нравственности, а в моменты срывов - или сны с безудержными фантазиями, или, того хуже, извращенческие формы выхода той энергии, которая все равно требует выхода.
Юнг особо указавал на опасность неприятия своих теневых сторон, борьбы с собственной Тенью. Отчасти об этом и сказка Шварца "Тень", где главное спасение в том, чтобы вовремя сказать: "Тень, знай свое место!".
Кризис середины жизни - пресловутые 37 (или 45, или у кого-то и не случается уже, т.к. сильно завис на предыдущих этапах). Здесь встречаются Тень (ИД) и Эго (ЭГО). Бой не менее сложный и жестокий. Псле него человек как бы всплывает из подводных глубин на поверхность. Мир становится понятным вместе и с той красотой, и с той грязью, которые в нем есть. Человекк обретает мудрость.