Этико-сенсорный экстраверт — этико-интуитивный экстраверт
“Гюго” “Гамлет”
I. Накопительная программа Гюго и расточительная программа Гамлета
В родственной диаде Гамлет — Гюго в по ряду дополняющих признаков представлены две взаимо противоположные по направлению информационных и энергетических потоков эмоциональные программы:
"НАКОПИТЕЛЬНАЯ" (сосредоточенная на нём самом) эмоциональная программа Гюго и
"РАСТОЧИТЕЛЬНАЯ" (рассредоточенная далеко вокруг) эмоциональная программа Гамлета.
Родственные программы всегда взаимо противоположны и взаимо дополняемы:
а).ПО ПРИЗНАКАМ КВЕСТИМНОСТИ (ориентация на рассредоточение и дифференциацию информационных потоков) И ДЕКЛАТИМНОСТИ (ориентация на накопление и интеграцию информационных потоков).
б).ПО ПРИЗНАКАМ ЭВОЛЮЦИИ (конструктивное усовершенствование (преобразование) окружающей среды) И ИНВОЛЮЦИИ (реконструктивное усовершенствование (преобразование) окружающей среды.
в). ПО ПРИЗНАКАМ ПОЗИТИВИЗМА И НЕГАТИВИЗМА: (Позитивный (оптимистический) аналитический инструментарий и негативистский (пессимистический) творческий инструментарий у позитивиста. И наоборот, — негативистский (пессимистический) взгляд на мир у негативиста и исполненная оптимизма готовность позитивно преобразовать его у негативиста.
г).ПО ПРИЗНАКАМ АРИСТОКРАТИЗМА И ДЕМОКРАТИЗМА (противоборство двух форм структурирования социальных отношений, "конфликт вертикали и горизонтали": неспособность демократов существовать (ориентироваться, взаимодействовать, воспринимать мир) в отношениях соподчинения и неспособность аристократов (тех, кто вне отношений соподчинения себе взаимодействия не представляет) понять и простить эту неприспособленность демократов к существованию в условиях иерархии (ввиду того, что она их слишком глубоко возмущает, удивляет и шокирует.)
Эмоциональная программа Гюго — "предусмотрительный накопитель энерго ресурсов в пространстве"
(Aспект инволюционной этики эмоций: -ч.э.)
По совокупности психологических признаков: 1).позитивная (оптимистический взгляд на мир), 2).демократичная, 3).инволюционная (и в этом смысле, достаточно архаичная), 4).предусмотрительная (накопительная, запасливая), 5) деклатимная (ориентированная на интеграцию, накопление сосредоточение), 6). Рассуждающая (инфантильная, изнеженная), 7).тактическая (ориентирована на близкие, локальные цели, программа ограниченного радиуса действия), 8). сенсорная (требующая реального насыщения (подкрепления, подтверждения) пространственными, территориальными, материальными жизненно важными ценностями (ЭКО - ценностями) и экологически значимыми ресурсами (ЭКО - ресурсами).
Эмоциональная программа Гамлета — беспечный (динамичный, полётный, стремительный) распространитель энергоресурсов во времени (из прошлого в будущее)
(аспект эволюционной этики эмоций: +ч.э.)
По совокупности признаков: 1). негативная ( пессимистический взгляд на мир), 2) аристократичная (не представляет себе отношений вне социальный иерархии и своего доминирующего места в ней), 3). эволюционная (и в этом смысле ориентированная на позитивный результат в далёком будущем), 4). беспечная ( лёгкая на подъём, на далёкие дистанции лучше перемещаться налегке), 5). Квестимная (ориентированная на дифференциацию, рассредоточение), 6). стратегическая ( ориентированная на далёкие и глобальные цели широкого радиуса действия). 7). требующая насыщения и подкрепления энергетическим потенциалом, способным сохранять, передавать и переносить информацию на далёкие пространственно - временные дистанции, 8). решительная (суровая)
По остальным семи признакам обе программы совпадают:
Обе программы — 1).этические (ориентированные на гуманистические, благоприятные для существования человека, преобразования окружающей среды), 2).экстравертные (экспансивные, агрессивные в своей экспансии), 3). Рациональные (ориентированные на планомерные преобразования окружающего мира), 4).субъективистские (уважительное отношение к системе и принятым в ней уставам, положениям, канонам, авторитетам, мнениям и т.д.), 5). динамические (ориентированные на перемены и оперативную дестабилизацию неудобных им отношений, активную и оперативную смену неудобных (или невыгодных) им приоритетов), 6). конструктивные (ориентированные на логические, системные ( в данном случае — на информационно -технологические, полит. технологические) манипуляции. 7). упрямые (требовательные, неуступчивые; предпочитают изначально повышать планку требований и не уступать своего, чем потом своё же и отвоёвывать, заявляя на него свои права).
"СОБИРАТЕЛЬНАЯ" ПРОГРАММА ГЮГО
Программа Гюго — локальная, тактическая: "Жить, чтобы радоваться жизни", создавать праздник как минимум для себя самого ( локализация бесконечно большого энерго- потенциала на ограниченном территориальном пространстве).
Максимум удовольствия — это минимум неприятностей (включая и абсолютный минимум). Проявляется как накопление энерго - ресурсов в ограниченном пространстве. Реализуется "собирательной", накопительной, деклатимной программой сенсорики ощущений (+б.с.), "С миру по нитке…", "с поля по зёрнышку…" "От каждого по капле радости, каждому по улыбке — вот и хорошо, вот и счастливы вместе!"
Много толков и расхожих мнений высказывается о крохоборстве Гюго: "За кем он только крохи ни подбирает! Что собрал, тем и угостил! "Подбирает" информацию об угощении и смакует её, претендует на послевкусие, на право второй или третьей пробы, если уж не удостоили его чести пригласить на первую дегустацию. И сам ничего зазорного не видит в том, чтобы пригласить на остатки праздничного ужина по которому можно получить представление о всей трапезе. (Если Гюго специально задастся такой целью, он с каждого блюда соберёт остатки, разложит по плошкам - мисочкам и поднесёт гостю "второй свежести", чтобы тот тоже приобщился к празднику, получил представление о том, что за еда там была. Это лучше, чем описывать на словах. А в том, что гостю это может быть интересно, Гюго не сомневается. Кто же отказывается от приобщению к удовольствию, даже к отголоскам былых пиров и отблескам былой роскоши — это же всё равно интересно! Для Гюго, по его "собирательной" творческой сенсорике ощущений (+б.с.2) это как принюхаться к запахам еды на кухне: необязательно пробовать, чтоб узнать с чем варится борщ у хозяйки — с укропом или с сельдереем. Для проверки своих ощущений потом можно будет её об этом спросить. (Не для того, чтобы она угостила, хотя Гюго и от угощения тоже, возможно, не откажется, а для проверки своих предположений: всегда интересно знать, подводят его вкусовые, обонятельные и прочие ощущения, или нет.)
Для Гюго по его собирательной демократичной, творческой сенсорике (+б.с.2) нет ничего зазорного в том, чтобы собирать удовольствие по крохам и по крохам его расходовать ("Где обедал воробей?.." — тут поклевал, там поклевал, перепробовал всего понемногу, глядишь и сыт. Кому не много даётся, с того не нужно и много требовать. Очень удобная позиция для вытесненной в подчинённые ( отстранённые от доминирования) ценности СУПЕРЭГО аспекта деловой логики (-ч.л. 3). Собирая пропитание по крохам "птичка Божия не знает ни заботы, ни труда". Имеет право не знать и имеет право жить весело, припеваючи, наполняя сердца всех, кто её видит и слышит радостью и весельем. Это кому-нибудь мешает? — Нет! И значит всем хорошо и все довольны. И претензий быть не может: чем легче живёт, тем веселее поёт, преумножая радость в окружающем её мире. Дарит веселье всем отзывчивым и добрым. Кто накормил, тот и песни слушает. (А поёт Гюго хорошо, если делает это своей профессией. Если он профессиональный устроитель праздников, профессиональный тамада, профессиональный клубный работник, массовик - затейник, профессиональный телеведущий — он, можно считать, нашёл своё место в жизни. Ему редко бывает скучно, вокруг него много огней, много веселья, много радости, много праздника и ярких красок, много новых и интересных людей, молодых и красивых лиц, ослепительных улыбок — и это хорошо!) Хуже, когда всем и каждому приходится доказывать своё право на приобщение к празднику. Причём, так, словно это что-то запредельно непонятное. Хотя ведь, и он многого не требует. Он понимает, что не каждый вписывается в интерьер праздничной залы, не всем хватает места за праздничным столом, а праздником надо делиться. (Таков закон в первой квадре). Не поделиться праздником — значит оскорбить человека.
(Всё дело здесь вот в чём: архаичные, самые древние в соционе, структурирующие человеческое общество на самых ранних стадиях его эволюционного развития, программы первой квадры инстинктивно отразили традиционные формы существования человечества в то далёкое и счастливое время, когда можно было, пусть недолго, потому, что век человеческий был коротким, но счастливо и радостно жить, наслаждаясь жизнью и любить всех окружающих, потому, что чужих среди них не было — все жили одной семьёй. Все свои! И все друг с другом делились радостью, счастьем, теплом и заботой (Хотя, конечно, тоже всякое случалось!). И виноватых изгоняли из сообщества. Праздник жизни для них на этом заканчивался. И ничего не было страшнее этого. Программы инстинктивного страха считаться изгоем, если с тобой кто - то чем - то не захотел поделиться, сохраняются в аспектах, доминирующих в первой квадре, до сих пор. Преимущественно, в этико - сенсорных.
Поэтому (с точки зрения программы Гюго), лучше приобщить к празднику человека хоть как - то, чем вообще никак. Угостить можно и остатками праздничного пирога, и описанием праздника, и рассказом о нём, о своих ощущениях. Потому и Гюго хочет обо всём узнавать подробно, — тоже хочет приобщиться к празднику! Потому и расспрашивает: "Ну, ну!.. Расскажи, расскажи, что там было? Там было весело? Кто там был? Чем угощали?.. Это было вкусно?… Вы танцевали? Тебя кто - то приглашал?!.. Ну?!.. Расскажи!.. Он проводил тебя?.. А что было потом?.." (Гюго — демократ: простые, общедоступные человеческие радости ему намного понятней и ближе, чем гламурные изыски элитных тусовок, хотя и там он тоже не теряется.)
По мнению Гюго, рассказами о празднике уже можно доставить человеку удовольствие, порадовать его, а радости в жизни "слишком много" никогда не бывает, её всегда не хватает и всегда её кто - то хочет отнять. А хотя бы крупицу радости человеку всё же нужно оставить. Пример: В пьесе Евгения Шварца "Золушка" Мачеха - Гюго всё- таки разрешила Золушке посмотреть издалека на королевский бал, стоя под окнами дворца, после того, как она управится с домашней работой, на выполнение которой и месяца бы не хватило. Но кто считает?! Главное, — не отнимать у человека хотя бы искорку надежды на приобщение к празднику. Но каждому в нём, извините — своя доля. (И это тоже исходит от принципов справедливого распределения материальных благ в первобытно - общинные времена. Существовал обычай: семья охотника получает большую долю, а иначе никого и не загонишь охотиться — стимула не будет. Так и тут: первую пробу с угощения снимают хозяева и их семья. А друзья и знакомые приглашаются на то, что осталось.) Поэтому Гюго не видит ничего зазорного в том, чтобы приобщаться и приобщать к остаткам праздничных удовольствий. И претендует на послевкусие — если не на право "первой пробы", то хотя бы на право второй. Как демократ и субъективист — человек, уважающий традиции системы и её уставы, Гюго понимает, что право хозяина - устроителя решать, кого и в каком порядке приобщать к удовольствию. Но совсем лишать человека удовольствия нельзя — это жестоко! Ты можешь не приносить домой кусок пирога, если хозяин тебе не разрешил его взять, но хотя бы рассказать о нём ты можешь! А воображение Гюго уже по описанию восстановит его вкус. И получится, что он тоже приобщился к празднику. Гюго скромен, он на чужое не претендует, но дружескую услугу по описаниям - то ему можно оказать! Точно так же (по меркам Гюго), и приходя со свидания чуткий и душевный человек может щедро приобщить Гюго к радостям жизни, рассказав ему, что собой представляет его партнёр. (Его же никто не просит знакомить Гюго с этим человеком, а тем более одалживать для сопровождения на вечер - другой, но рассказать-то о нём можно! Или он не разрешает о себе рассказывать? А если не разрешает, то почему? Что с ним не так? Он что - то скрывает? У него есть какая - то тайна?..
И тут уже, сталкиваясь с нежеланием собеседника поделиться с ним впечатлениями, Гюго идёт на разные ухищрения, потому, что сенсорная программа (+б.с.) у него цепкая, собирательная: что попалось на ушко, или на глазок, — то его!. Так и тут: начал уже рассказывать, так рассказывай, не томи!
Гюго пускается "на крайние меры предосторожности", обещает, что дальше него информация никуда не пойдёт. Внушает, что есть на свете вещи, которые очень важно своевременно рассказать опытному человеку, чтобы потом не было неприятностей. И предлагает себя в качестве эксперта. И уже с этих позиций начинает давить на собеседника, борясь за свою долю праздника. Потому, что для Гюго не бывает чужой радости и чужих праздников, за исключением тех, которых его такие вот "неразговорчивые" по непонятным причинам лишают.
У демократов всё просто! (С точки зрения демократов).
Особенно, у такого демократа, как Гюго, который забывает о времени, когда (и потому, что) ему выгодно о нём забыть. Он предпочитает не думать о непрочной и нестойкой материи, быстро распадающейся под действием времени. Старается не думать о качественных изменениях продуктов питания, о процессах разложения пищи, который происходят со временем. И с этим связано проблематичное отношение к аспекту интуиции времени у Гюго. Он не видит ( и не хочет видеть) тех перемен, которые происходят с материальными объектами, если это ему по каким - то причинам не выгодно, не удобно, не вписывается в его планы, не соответствует его ожиданиям, намерениям, чаяниям.
А от жизни Гюго всегда ждёт очень многого. Радоваться жизни до последней минуты своего существования — это то, что ему нужно, то, за что он борется и на меньшее он не согласен. Время — злейший враг Гюго. Оно ограничивает все те радости, которые дарит или могла бы подарить ему жизнь. Приходит и (как косой) обрубает радость в самый разгар наслаждения ею. Просто подкашивает. Поэтому, время для Гюго — чем - то напоминает смерть: приходит в самый разгар веселья и лишает человека возможности жить и радоваться жизни.
А что такое время и ощущение времени для Гамлета?
Время — это прежде всего то, ради чего стоит и следует жить. Время — это надежда на перемены к лучшему, это луч света в тёмном царстве беспроглядно унылых будней сегодняшнего дня. (Негативизм мироощущений Гамлета связан с тем, что его программный аспект этики эмоций — аналитический аспект, анализирующий всё реально происходящее в настоящем — НЕГАТИВНЫЙ (по психологическому признаку позитивизма негативизма), а творческий аспект (-б.и.2) — ПОЗИТИВНЫЙ. Всё лучшее для Гамлета происходит в будущем, в его мечтах и ожиданиях, ради осуществления которых он и живёт.
Его интуиция времени (-б.и.2) — интуиция далёкого светлого прошлого, в котором сохранились самые светлые воспоминания, или далёкая интуиция будущего, в котором ( если очень постараться) будут реализованы позитивные, давно ожидаемые планы и чаяния, которые, по каким - то причинам не могли быть реализованы в настоящий момент. В будущем может осуществиться то, что не оказалось возможным реально осуществить сегодня. Надо только верить, что это в принципе достижимо и стремиться к этому. И тогда произойдут те счастливые и радостные преобразования, к которым человечество с незапамятных времён (со времён Сотворения мира) стремится в своих мечтах и планах, в надежде на их возможную реализацию. Всё задуманное сегодня, сбудется завтра, если очень сильно этого захотеть и приложить реальные усилия, реальные знания, способности, умения, навыки. Любую мечту можно реализовать когда - нибудь в далёком или ближайшем будущем. И это будущее можно приблизить, если подготовить соответствующие проекты, наметить чёткие планы их реализации, разработать методики — разрешить проблему технически по максимально высокому уровню. (Но это уже вопрос технической реализации позитивных, оптимистических планов Гамлета и к нему сводятся функции третьего аспекта в модели Гамлета — аспекта деловой логики (+ч.л.3), логики высоких технологий, который и является реализатором творческих планов интуиции времени Гамлета, интуиции мечты, интуиции ожиданий всего самого лучшего в будущем).
А что такое аспект сенсорики ощущений в модели Гамлета? (-б.с.4) Это постоянное недовольство реально существующим положением дел, с которым он повсеместно сталкивается, которое его огорчает и разочаровывает. И это состояние оказывается определяющим в его мироощущениях и связано с физическим, психологическим эмоциональным и сенсорным диссонансом, с вечным недовольством всем происходящим с ним и вокруг него.
Слишком далеки мы в нашем унылом сегодняшнем от ожидаемого светлого… ( про завтра я не говорю…) … будущего. Слишком много угнетающих и раздражающих моментов в нашем сегодняшнем настоящем. Слишком много непонятного и пугающего и в нас самих и вокруг нас, и в наших взаимоотношениях, и в наших решениях, и в том, что предлагается, и в том, что задумывается и навязывается для реализации. Слишком много абсурда в нашей реальной жизни, слишком много глупости и лени, слишком низкий порог требования и к себе, и к другим. Слишком трудно жить со всем этим…
Этот монолог можно продолжать до бесконечности, но суть его можно выразить одним вопросом: "А у вас нет другой реальности?" (По аналогии с анекдотом: "А у вас нет другого шарика? В смысле — Земного…) Исходя из этого уже решается вопрос: "Быть или не быть?". Быть в этой реальности сторонним наблюдателем, этаким страдающим Вертером, вечно обиженным Пьеро, вечной жертвой своих разочарований… Или быть активным борцом за реализацию своей мечты, активным проводником и популяризатором её идей и активно бороться со всеми негативными явлениями, которые препятствуют её осуществлению, мешают приблизить Светлое Завтра Наших Надежд?
Приняв решение бороться, Гамлет признаёт за собой право на жизнь.
Бороться — значит "быть".
Пассивно смириться с происходящим, не пытаясь ничего изменить в нём — значит "не быть".
Движение — это жизнь, это борьба, это стремление к новым рубежам, развитие и рост.
Неподвижность — это смерть, это небытие, — абсолютное отсутствие энергии, воли к сопротивлению, воли к преодолению препятствий, отсутствие жизненных сил, отсутствие убеждений, благодаря которым человек может сделать правильный выбор и ступить на истинно правильный путь жизни (путь продвижения к светлому будущему), вместо того, чтобы мёртвым камнем падать на илистое дно глубокого, тёмного болота, перекрывая себе доступ к свету и к мечте.