ВВЕДЕНИЕ (для новичков)

Обсуждение психе-йоги и перспектив ее развития

ВВЕДЕНИЕ (для новичков)

Сообщение Solveig » Вс фев 10, 2008 2:45 pm

Что же такое "Психе-йога"? И зачем она нужна?

Человек рано осознал себя существом многогранным, неоднородным, сложенным из неких самостоятельных, малозависящих друг от друга первоэлементов. Началось все с прозрения очевидной для всех сейчас вещи: человек состоит из тела и души.

Далее, усложняя это не ставшее еще банальным положение, человек поделил душу на собственно «душу», т.е. эмоциональную функцию, область чувств, настроений, сердечных реакций, переживаний, и «дух», т.е. волевую функцию, желание, управление, характер, личность, норов, «Я».

С началом культурной революции, когда человек из заложника природы стал постепенно превращаться в ее тирана, обнаружился еще один вполне самостоятельный элемент его натуры - «ум», «разум», «интеллект», т.е. логическая функция, способность видеть мысленно существо вещей, связь между ними и точно их описывать.

Так, постепенно и сложилось представление о внутренней архитектуре человека, состоящей из четырех психических модулей или функций: ЭМОЦИИ («души»), ЛОГИКИ («ума»), ФИЗИКИ («тела») и ВОЛИ («духа»). Делались попытки еще более усложнить структуру первоэлементов человеческой натуры, подразделяя, например, разум и рассудок, но попытками такого рода лучше пренебречь, так как общепринятыми они не стали и представляют собой, вероятно, вычленение разных аспектов одной и той же функции.

Объяснять, почему именно из четырех и именно из этих функций состоит существо человека, я, честно говоря, не берусь. Не помогут здесь и ссылки на авторитеты (Платон, Гёте, Толстой, Гартман, Чехов), сводивших вместе именно логику, физику, эмоцию и волю в тех случаях, когда хотели описать полноту человеческого бытия. Здесь тайна природы, которую еще предстоит расшифровать. Этими четырьмя функциями будем оперировать и мы, говоря о человеке вообще, его психических типах и отношениях в паре.

Воля, Эмоция, Логика, Физика набор функций, присущий всем людям. Он есть то, что наряду с антропологическими приметами рода человеческого, нас объединяет. Но одновременно этот набор функций является разъединяющим началом, придающим если не уникальное, то достаточно оригинальное лицо психике каждого отдельного человека.

Суть в том, что природа никогда не наделяет индивидуума функциями равномерно, но всегда делает что-то сильным, что-то слабым. Воля, Логика, Физика, Эмоция - в психике личности не являются чем-то равнозначным, расположенным по горизонтали, а представляют собой иерархию или, говоря иначе, четырехступенчатый порядок функций, где каждая функция, в зависимости от ее положения на ступенях лестницы, по-своему выглядит и действует. Как природа положит друг на друга эти четыре кирпича, таков и будет внутренний мир индивидуума. Именно иерархия функций определяет оригинальность психики человека.


О значении порядка функций в жизни личности сразу не скажешь, об этом весь наш дальнейший рассказ. Но для наглядности, чтобы несколько размочить сухость повествования, приведем два примера. Один покажет, как от порядка функций зависит степень достоверности восприятия мира, другой - последовательность включения средств борьбы в конфликтных ситуациях.

В качестве первой иллюстрации возьмем одну страничку из дневника Льва Толстого. Она замечательна тем, что здесь знаменитый писатель с поразительной глубиной не только дал описание действия всех названных нами прежде функций, но сам выстроил их в присущую своему типу иерархию и выстроил по принципу степени достоверности мировосприятия. Толстой имел следующий порядок функций: 1-ая Воля, 2-ая Эмоция, 3-я Физика, 4-ая Логика.

В соответствии с ним и сделал Толстой следующую запись в дневнике: «...я знаю себя, тем, что - я - я. Это высшее или скорее, глубочайшее знание... (1-ая Воля).

Первое. Мне грустно, больно, скучно, радостно. Это несомненно. (2-ая Эмоция).

Второе. Я слышу запах фиалки, вижу свет и тени т.д. Тут может быть ошибка (3-я Физика).

Третье. Я знаю, что земля кругла и вертится и есть Япония и Мадагаскар и т.п. Все это сомнительно» (4-ая Логика).

Изумительное по точности описание своего собственного психотипа. На первое место в себе Толстой поставил свое «Я», т.е. Волю и посчитал свое знание о ней «глубочайшим». На вторую ступень он поместил, наделив «несомненностью», область эмоций, переживаний. Что касается физических ощущений, то они для Толстого «небезошибочны». И уж совсем «сомнительной» оказалась для писателя сфера умозрительного знания. Последнее обстоятельство особенно замечательно, так как Толстой много занимался философией, сам сочинял философские трактаты и, казалось, должен был с большим почтением относиться к интеллекту. Но, как показывает его отношение даже к таким простым умозрительным истинам, как наличие Японии и Мадагаскара, достоверность интеллектуальной информации была для него более чем сомнительна.

Кому-то может показаться, что толстовский взгляд на логику - некая общечеловеческая скептическая норма. Но это не так. Например, для знаменитого философа Декарта достоверно было только то, что поддается исчислению, а жизнь - тождественна мышлению. «Я мыслю, следовательно я существую», - говорил Декарт. Поэтому отношение Толстого к логическим конструкциям не есть нечто естественное и объективное, а суть - отражение толстовского психотипа, точнее, любого порядка функций, при котором Логика оказывается на четвертом месте.

Еще один пример, иллюстрирующий действие порядка функций, будет вполне житейского свойства и покажет, как от него зависит последовательность использования средств борьбы в конфликтных ситуациях.

Есть у меня один знакомый мальчик, с таким порядком функций: 1-ая Физика, 2-ая Воля, 3-я Логика, 4-ая Эмоция. Так вот, придя однажды домой из детского сада и раздеваясь, мальчик уронил на пол несколько конфет. Проходившая мимо старшая сестра быстро подняла их и засунула в карман. Реакция мальчика полностью соответствовала его порядку функций. Сначала молча, без всяких предварительных переговоров, малыш ткнул в сестру кулаком (1-ая Физика). Безрезультатно. Тогда за кулаком последовал волевой императив: «Отдай!» (2-ая Воля). Ничего. Пришлось обратиться к логике: «Это - мое!» (3-я Логика). Когда же и логика не помогла, губы мальца искривились и он в голос зарыдал (4-ая Эмоция). Рыдания подействовали скорее на родителей, чем на сестру, но, как бы там ни было, конфеты вернулись к их законному владельцу.

Двумя данными примерами и ограничимся. Потому что пришел черед сказать самое главное: именно порядок этих функций определяет систему отторжения и притяжения между людьми, составляет и разваливает брачные пары.

У Плутарха в “Наставлении супругам” приведен один любопытный старинный анекдот. Звучит от так: “Римлянин, которого друзья упрекали за то, что он развелся с целомудренной, богатой и красивой женой, выставил вперед ногу и сказал им: “На вид этот башмак тоже красив и ничуть не изношен, но никто не знает, где он мне жмет!”

Сходно звучащую байку рассказывали про Куприна. Говорили, что на вопрос, как ему живется спустя полгода после свадьбы, он будто бы отвечал: “Хорошая жена, как разношенный сапог, ее не чувствуешь.”

На первый взгляд, ничто, кроме темы и “обувной” метафоры, оба рассказа не объединяет. Но на самом деле это не так. В обоих рассказах явно и тайно присутствует знак беды. Древний римлянин слишком остро ощущал близость своей супруги, Куприн совсем ее не чувствовал. Но, независимо от степени комфортности ситуации, оба засвидетельствовали в своих высказываниях наличие какого-то изъяна в семейной жизни, пусть и по-разному ощущаемого.

Перечислить все источники взаимного напряжения нет никакой возможности, поэтому приведу только одно, кажущееся парадоксальным, но верное наблюдение Лабрюйера, согласно которому им может стать даже то, что в обществе принято считать добродетелью. Он писал: “Клеант - благороднейший человек, и женился он на превосходной, очень разумной женщине; каждый из них украшение и гордость любого общества. На свете редко встречаются столь порядочные и учтивые люди, но... завтра они расстаются: у нотариуса уже готов акт о раздельном жительстве. Очевидно, иные достоинства несочетаемы, иные добродетели несовместимы.”

Кроме всего прочего, у Лабрюйера верно указан нерв проблемы - сочетаемость. Благополучие или неблагополучие совместной жизни зиждется не на условных категориях типа: “порок”, “добродетель” и т.п. - а на сочетаемости или несочетаемости суммы психических свойств одного индивидуума с суммой психических свойств другого.

Существуют три “системы любви” или, говоря иначе, три основных сочетания функций человека с функциями противоположной стороны, что могут вызывать эйфорию, породить любовь. И для обозначения каждой из “систем” воспользуемся, чтобы не изобретать велосипед, тремя, известными со времен Древней Греции терминами, обозначающими разные виды любви: “эрос” (любовь по принципу противоположности), “филия” (любовь по принципу тождества) и “агапэ” (любовь - эволюция, движущая партнеров от противоположности к тождеству). Из перечисленных “систем” только последняя - “агапэ” по-настоящему плодотворна и может претендовать на звание подлинной “формулы любви”, и если читатель попробует, просчитав свой порядок функций, просчитать порядок функций своей половины, то, думаю, многое в их личной жизни станет ему яснее.

Отсюда: http://lovesyntax.ru/sintaksis-lyubvi.html
Изображение

Я дух, всегда привыкший отрицать (с) И.В.Гёте

Пергаменты не утоляют жажды. Ключ мудрости не на страницах книг.
Кто к тайнам жизни рвется мыслью каждой, В своей душе находит их родник.
(с) И.В.Гёте


Психе-йога Афанасьева

Психе-йога Афанасьева на сайте "Вконтакте"
Аватара пользователя
Solveig
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 7587
Зарегистрирован: Вс ноя 18, 2007 1:24 am
Медали: 3
Пол: Женский
Тип по психе-йоге: Гёте (ФВЛЭ)
Темперамент: Флегматик

ВВЕДЕНИЕ (для новичков)

Сообщение olgadalenko » Вс янв 29, 2012 2:59 pm

Прочла высказывание Толстого, чесслово, ранее не знала, что он так о себе высказался. Он знает, что "я-это я".
Можно сказать, что это воля, т.к. и последователи Карлоса Кастанеды и люди, изучающие йогу(не психе, а вполне натуральную) знают, что ЭГО человека содержится в его МАНИПУРЕ(область солнечного сплетения). А один из аспектов манипуры-иметь сильную волю. Исповедующим духовные практики также известно и этому знанию тысячелетия, что 99% человечества находятся на привязках к 3-м нижним центрам. 1 центр-это муладхара, он отвечает за нашу жизненность, наше физическое здоровье, похоть ко всему, что движется, к желанию много трудиться ради достижения цели. Свадха(2-й центр) отвечает за нашу неумеренную эмоциональность, за ощущения наслаждения или дискомфорта, за желание ощущать уют, либо наоборот ощущать необычное. Подавляющее большинство наркоманов, пьяниц, любителей посмолить сигаретку имеют привязки на свадхе-центре доставления себе сенсорного удовольствия. Подчас очень тонкого, такого как наслаждение музыкой к примеру, если она несет заряд, который способен разрядиться. Центр разрядки в общем. В этом центре лежит и ощущение страсти половой(т.е. целенаправленной похоти). Третий центр-это манипура. Воля, желание власти, желание достичь успеха и стать выше кого-то и в чем-то превзойти. Там центр нашей самости и всех разрушительных фанатичных идей. Что же до 1 % оставшихся. Они распределены по оставшимся центрам. Анахата(сердце)это способность глубоко, бескорыстно, безусловно любить. Это быть созвучным Христу и буквально быть любовью. Вишудха-горловой центр-это чакра ученого, связь с информацией и передачей и адаптацией ее для других. Аджна(третий глаз) способность быть пророком, прозорливость, способность ощущать себя единым с другими частями Мироздания. И сахасрара(7й центр) связь с космосом, с Богом, с ТВОРЦОМ этого Единого. Надо сказать , что все центры работают у всех хоть в какой-то мере и тени высших чувств доступны обычным смертным. И любовь бескорыстная посещает и научные озарения и связь, так сказать, с космосом. Но привязки, непрекращающейся в этом центре у большинства нет. В связи с этим, когда Юнг строил свою модель, то его наблюдения за общей массой человечества оказались неполными. Я видела, что люди, с помощью духовных практик растворившие в себе блоки на чакрах, давали то, что в ЙОГЕ называют СОВЕРШЕННЫЙ отклик. Т.е. человек был тем персонажем, который являлся ДУАЛОМ к сиюминутному человеку и этим давал глубокое и проникновенное ощущение поддержки его слабым функциям. Но вот подходил второй, иной и все перестраивалось. Я считаю, что дефектоника(так я называю соционику) необходима, т.к. мы можем увидеть и осознать через нее дефекты своего восприятия и нарастить в себе нехватающие. Это происходит, когда человек глубоко дышит чувством и мыслью на эту тему. Это приходит к человеку и он преображается. Однако до этого момента есть необходимость понимать свои дефекты и понимать, что и как в них работает. Но так же и то, откуда они взялись. И если спросят меня:Может ли взлететь человек, то я отвечу, да, сможет. И если в этой жизни мне не увидеть такого полета, то придет другая жизнь и я увижу. Так мне хочется сказать сейчас. Но были годы, когда я в отчаянии думала, что создана раз и навсегда заключенной в свои недостатки и слабости и буду нести их как крест, потому что я человек. И коли я человек, то не стать мне иным существом. Сейчас мне уже не кажется это столь однозначным. Но тем не менее, это очень, очень увлекательно. Икать свое "Я" посреди соционических просторов. Найти его, осознать и затем...Принять его в его недостатках. Удивиться его устройству и даже восхититься. И затем смотреть, как она оказывается живым ростком,согретым вашим вниманием и пониманием и как оно начинает вырастать в нечто иное. Чем вы еще не были.
olgadalenko
Участник
Участник
 
Сообщения: 51
Зарегистрирован: Вс дек 04, 2011 1:10 pm
Пол: Женский

ВВЕДЕНИЕ (для новичков)

Сообщение Сент » Пт окт 05, 2012 10:57 pm

Админы, замените ссылки в некоторых темах.
Аватара пользователя
Сент
Новичок
Новичок
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: Пт окт 05, 2012 10:38 pm
Пол: Женский
Профессия: веб-мастер"


  • { SIMILAR_TOPICS }
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в Психософия Афанасьева

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: GoGo [Bot], Google [Bot], Incosab, Joker, KostyaAndreev, vadimr, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot], Феликс, на лошади весёлой