TupicaКэпом побуду немножко.
Само по себе признание наличия различий среди населяющих мир существ не несло бы в себе ничего тревожащего, если бы 3-я Воля все эти различия не абсолютизировала, а абсолютизировав, не строила соответствующим образом свои отношения и поведение. Как это выглядит на практике, легко наблюдать в нашем литературном мире и на фигурах таких гигантов как Пушкин и Брюсов. Вот две зарисовки с натуры: "Чувство равенства было Брюсову совершенно чуждо. Возможно, впрочем, тут влияла и мещанская среда, из которой вышел Брюсов. Мещанин не в пример легче гнет спину, чем, например, аристократ или рабочий. Зато и желание при случае унизить другого обуревает счастливого мещанина сильнее, чем рабочего или аристократа. "Всяк сверчок знай свой шесток", "чин чина почитай" - эти идеи заносились Брюсовым в литературные отношения прямо с Цветного бульвара. Брюсов умел или командовать, или подчиняться. Проявить независимость - означало раз навсегда приобрести врага в лице Брюсова.","Пушкин соображал свое обхождение не с личностью человека, а с положением его в свете, и потому-то признавал своим собратом самого ничтожного барича и оскорблялся, когда в обществе встречали его, как писателя, а не как аристократа."
3-я Воля любит и ненавидит Власть. И больше любит, чем ненавидит. В подсознании "мещанина" Власть мистически отождествляется с Волей, а так как у него самого воля уязвлена, то "мещанин" испытывает к носителю власти чувство, похожее на то, что испытывает старый туберкулезник к юной, дебелой, розовощокой крестьянке.
3-я Воля завидует, ненавидит и в тоже время бессознательно и почти бескорыстно льнет к Власти, норовит подольше побыть в Ее поле. Пушкин, автор очень радикальных стихов, по словам его лучшего друга, "имел какую-то жалкую привычку изменять благородному своему характеру и очень часто сердил меня и вообще всех нас тем, что любил, например, вертеться у оркестра около Орлова, Чернышева, Кисилева и других: они с покровительственной улыбкой выслушивали его шутки, остроты. Случалось из кресел сделать ему знак, он тотчас прибежит".
Через бессознательную и почти бескорыстную любовь 3-ей Воли к Власти легко обьясняется один давний и, кажется, неразрешимый исторический парадокс: как ни бывал жесток тиран, как бы методично ни косил головы своего окружения, место вокруг него никогда не пустовало. Удивительно, но всегда находились камикадзе, жаждущие своими телами заполнить бреши в постоянно прорежаемой свите тирана, ради краткого мига пребывания в чертогах власти. Эта тяга сродни сомнамбулизму, сродни силе, необоримо влекущей бабочку к огню. Власть как зримое выражение воли - единственное, что по-настоящему 3-я Воля любит и ради чего готова на любые жертвы.
Вместе с тем "мещанин", при всей своей любви к власти, склонен к занятиям скрытым саботажем, тайной фронде, юродству, демонстрации ложного смирения и внешнего равнодушия к власти. И такое двойственное отношение к власти нередко шокирует окружающих. Как писал один из современников поэта, "Пушкин составлял какое-то загадочное, двуличное существо...Он был и консерватор, и революционер."
Насколько хороша 3-я Воля в качестве подчиненного, настолько ужасна она в роли начальника. Первое, что делает деятельность "мещанина" на посту босса малоплодотворной, так это обусловленные, конечно же, характером, или, лучше сказать, слабохарактерностью, непоследовательность, половинчатость, двусмысленность его решений. По-моему, лучшую характеристику 3-ей Воле на посту начальника дал Сперанский, говоря об Александре I: "Вы знаете подозрительный характер государя. Все что он делает, он делает наполовину. Он слишком слаб, чтобы править, и слишком силен, чтобы быть управляемым."
Второе, что еще больше портит дело в данной ситуации - это отношение 3-ей Воли к подчиненным. Практически о каждом "мещанине" можно сказать то, что было сказано в свое время об императоре Калигуле: "Не было на свете лучшего раба и худшего государя." Беда отчасти заключается все в том же, характерном для его психической картины отождествлении Власти и Воли. Став боссом,3-я Воля решает, что место должно ее красить, и начинает имитировать стиль и поведение 1-ой Воли, т.е. избыточность воли. Но так как начальственное кресло в порядке функций "мещанина" ничего не меняет, то получается у него не копия, карикатура на "царя": чванство вместо гордости, упрямство вместо упорства, тирания вместо диктатуры.
Да, да тиранами рождаются и рождаются непременно с 3-ей Волей. Остальные Воли либо мало ценят власть, либо чувствуют себя достаточно сильными, чтобы не слишком ею злоупотреблять. Иное дело - "мещанин". Получив в руки власть- предмет своих робких, тайных вожделений, он в глубине души своей сознает насколько мало достоин такого дара, и страх перед обнаружением этого несоответствия торопит его давить вокруг себя все независимое, все личное, а при случае и все живое.
Самооценка 3-ей Воли - постоянно колеблющийся от полюса к полюсу маятник. Как говаривала мать Оноре Бальзака: "Оноре считает себя либо всем, либо ничем.". И это святая правда. Раздвоение Воли - опоры личности гоняет "мещанина" из одной крайности самооценки в другую , практически никогда не удерживая его на адекватной отметке.А вместе с Волей у 3-ей Воли качается весь порядок функций: постоянное шатание в мыслях, чувстах , поведении, оценках - нормальное для нее состояние.
3-я Воля непоседлива, неуживчива и вечно неудовлетворенна. Помести ее в рай, она и там не уживется, потому что ад, в котором хронически живет "мещанин", находится в нем самом. Яков Беме говорил, что ангел, стоя посреди ада, чувствует себя в раю, тогда как черт, попавший в рай, чувствует себя в аду, и был прав. Наша среда обитания - лишь отражение нашего "Я". Поэтому естественно, что больной изломанный дух 3-ей Воли не видит мир иным, как только неуютным, несправедливым, безнадежно порочным.
Богатейший материал для анализа мотивов поведения и реакций 3-ей Воли дает фигура Сталина - самого страшного в мировой истории человека. Существо его психологического изьяна идеально изложил Николай Бухарин, соратник и жертва тирана, сказав, что Сталин " несчастен от того, что не может убедить всех, даже самого себя, что он выше всех.... и за это самое свое "несчастье" он не может не мстить людям". Действительно жажда мести обществу за чувство собственной неполноценности являлась главным стимулом сталинских поступков, от выбора карьеры революционера до позднейших кровавых чисток.
Если читатель помнит, стремление к коллегиальности при принятии решений - одна из примет процессионности Воли. У "мещанина" Воля процессионна, поэтому и он сторонник коллегиальности. Но толкует он ее достаточно своеобразно. Есть два варианта. Если 3-я Воля находится в подчинении, то она стремится повлиять на решение, но не брать на себя за него никакой ответственности. Если 3-я Воля - начальник, она предпочитает принимать решение единолично, но ответственность за них либо вовсе не нести, либо делить ее с другими людьми, к принятию решений не причастными.
"качество" для 3-ей Воли - это прежде всего социальный статус партнера или некая форма благодати, к которой он бывает причастен.
Честолюбие вообще страшно мутит чистоту переживаемых 3-ей Волей сексуальных ощущений. Забравшись под одеяло, она не столько тешит плоть, сколько властвует и властвует зачастую не над тем, кого держит в обьятиях, а над тем, кого сей предмет презентует.
Все двоится в душе "мещанина". Раздвоенно и отношение его к славе. С одной стороны, он, юродствуя, любит вслед Пушкину повторять что слава - всего лишь яркая заплата на жалком рубище, а с другой - никто не испытывает более горячечной жажды славы как 3-я Воля.И уж коль выпадает случай прославиться, она пьет чашу славы, не отрыгивая и не испытывая пресыщения. Однако вот парадокс: как бы ни была всенародна и громка хвала, внимает ей "мещанин" всегда не без тайной горечи, и вино славы для него всегда немного отравлено. Во-первых, постоянно кажется, что ее мало, и звучание "алилуйя" можно было бы еще немного форсировать. Во-вторых, в глубине души "мещанин" сам не верит, что достоин такого признания, и это тоже добавляет значительную ложку дегтя в триумфальную бочку меда. Наконец, в самом могучем, согласном и многочисленном хоре славящих всегда сыщется, пусть один, истинный или мнимый недоброжелатель - этого довольно, своей единственной кислой миной он разом отравит "мещанину" весь праздник.
3-я Воля обожает титулы, звания, дипломы, награды. Ей кажется, что они - тот панцирь, что оградит ее слабое, больное, психическое тело, что они - те сертификаты, что удостоверят полноценность ее существа, изнутри ощущаемого как неполноценное
Если же судьба обделяет "мещанина" званиями, то случается, что зуд тщеславия доводит его до прямого подлога. Пример, Бальзака, самовольно приставившего к своей плебейской фамилии дворянскую частицу "де", общеизвестен. Для сравнения, Гете, с его 2-ой Волей, заслуженно получив дворянство, еще долго подписывался просто Гете, без аристократической частицы "фон".
Ссылка:
http://www.strannik.de/lovesyntax/3will.htm
"Наш мир распадался на куски, а мне было всё равно. То были лучшие дни моей жизни"
Merlin