Mira_Lans » Пт ноя 14, 2008 6:06 pm
— Чем вы объясняете успех этого спектакля?
— Тем, что каждый из нас вложил в него частичку своей души. Я имею в виду не только актеров, но и всех, кто имел непосредственное отношение к постановке. В том числе, конечно, автора пьесы Габриэля Аруйо, которого у нас в России никто не знает. «Квартет для Лауры» — это такая легкая французская комедия с хорошими костюмами, прекрасной музыкой и танцами. Кроме меня в спектакле заняты еще Алексей Макаров, Николай Добрынин, Александр Зуев и Леонид Лютвинский. Трое последних хорошо известны зрителю по нашумевшему спектаклю «Слу?жанки».
— Немногие из видевших спектакль знают, что Алексей Макаров — ваш сын.
— До самого недавнего времени об этом не знали даже в Театре имени Моссовета, актером которого он работает. Сам он категорически это скрывал. Он и фамилию по этой причине не поменял — охранял свою независимость. Я даже не знала, что он поступил в театральный. Была против этого. Он это отлично знал, но… Дети ведь абсолютно уверены, что они умнее своих родителей. Теперь он об этом жалеет. Говорит: «Мам, какая ты была умни?ца…»
— У вас еще есть младшая дочь… Как ее зовут?
— По паспорту — Мариэттой, в честь прабабушки. А в жизни — Машенькой, Машей. Кстати ее фамилия Цигаль. Сын, как я уже сказала — Макаров. Я сама — Полищук. Вот такая у нас интернациональная семья.
— Ваша дочь — достойная смена маме у кухонной плиты?
— Ей еще только тринадцать. Она пока скорее потребитель, чем хозяйка. У нас вторая хозяйка — мой муж.
— Для любого артиста его творчество и быт — вещи, очень трудно соединимые. Насколько вам самой удается их сочетать?
— В этом смысле у меня все складывается удачно. Муж прекрасно готовит, да и вообще по дому может от? лично сообразить что к че?му. Когда я уезжаю на гаст?роли, совершенно спокой?на за свой домашний очаг. Но в принципе вы правы — если артист позволяет затя?нуть себя быту, то это уже не артист.
— И все-таки артист — то же человек, который вынужден иногда заглядывать в холодильник. А как проду?кты туда попадают в вашей семье?
— Сегодня продукты в нашем холодильнике — в частности, бананы, перец болгарский, лук репчатый, лук зеленый, авокадо и хлеб, — появились из моих пакетов, которые я собственноручно притаранила из трех магазинов. Но вообще в этом отношении у нас все поровну — и дочка, и муж по возможности вносят свою лепту в это святое дело. Сын живет от нас отдельно. Если же говорить о холодильной стратегии вообще, то мы стараемся забивать сей агрегат капи?тально, чтобы каждый день не дергаться по этому поводу, потому что это действительно отнимает массу вре?мени.
— У вас довольно солидный родительский опыт. Есть ли какие-то педагогические теории, которым вы стараетесь следовать?
— Я читала и Спока, и другие умные и полезные книжки. Но на практике, как и всякая другая нор?мальная мать, больше исхо?жу из своей женской интуиции, которая, как я считаю, у меня достаточно развита. Тем более что у меня было непросто с дочерью… После рождения она очень долго болела, да и я тоже непросто себя чувствовала. А в таких случаях не до Спока, не до каких-то опре?деленных правил — больше руководствуешься состоянием и ощущением друг друга.
А проблемы, конечно, возникают — и чем старше дети, тем больше проблем. Далеко не простые ситуации бывают и в школьном дворе, и в подъездах, и в отношениях с мальчиками и подружками. Недавно на?шла у дочери зажигалку и косметику, которая, даже если это подделка, все равно недешево стоит. «Я экономлю деньги на завтраках! — не без вызова объяс?нила oнa мне. — Разве я не имею права?» Имеешь, но разве нельзя потратить деньги — тем более в буквальном смысле оторван?ные от себя — с большей пользой? И зачем ты покупаешь крем-пудру «Макс Фактор», если у тебя такая прекрасная гладкая кожа?..
Она, конечно, непростой ребенок. Но когда я вспоминаю себя в этом возpacтe, мне кажется, что это просто ангел по сравнению со мной. Я, слава Богу, не забываю, что и сама была оторва будь здоров. Это во?время останавливает и не позволяет быть диктатором. Семейная диктатура дает очень плохие результаты.
— Значит, ваша теория воспитания заключается в том, что…
— В первую очередь детей надо очень любить. Я, конечно, говорю банальные вещи, но тем не менее это так. А еще с ними нужно разговаривать. Не морали читать по любому поводу, а раз-го-ва-ри-вать. На самые разные темы: жизни, любви, секса, домашнего хозяйства, отношения к своему телу и о массе всего другого. И уж тем более если ребенок, краснея, о чем-то тебя спросил, значит этот вопрос у него назрел, и ему нужно это объяснить, пусть даже краснеть при этом буду сама. Иначе его за пару минут «просветят» более «образованные» друзья-подружки в ближайшей подворотне. И целиком твоя вина, если он что-то не так поймет, и от чего-то ты не сможешь его уберечь.
И хватает времени на претворение всего этого в жизнь?
К сожалению, нет. Когда ко мне прилетала мама из Омска, она была в ужасе от режима моей жизни.
— Это естественно для такой популярной актрисы, как вы. А вот справились ли ваши дети с соблазном использовать вашу известность, ваше имя в своих корыстных целях?
— Когда моя дочь была маленькой, она этим спекулировала совершенно точ?но. Какое-то время я об этом, конечно, ничего не знала, пока однажды мне кто-то не рассказал, что при любых возникающих конфликтах она первым делом начинала выделываться: «…Ты на меня?! А ты знаешь, кто я такая? Ты знаешь, кто у меня мать?!» Узнав об этом, я пришла в ужас. Потом долго объясняла, как это постыдно и низко. Поняла ли она? Надеюсь.
…Сейчас? Этого я не знаю, но думаю, что иногда она все же это делает — может быть, только уже не в такой примитивно-детсадовской форме, как тогда.
Вот Алексей в этом смысле ей полная противоположность. О том, что он до последнего времени скрывал в своем театре, что он мой сын, я уже говорила.
— В «Квартете для Лауры», где вы вместе играете, вы исполняете роль весьма эксцентричной особы, ко?торая, обзаведясь любовником, намеренно ставит об этом в известность мужа — просто из любопытства посмотреть на его реакцию. Вспоминается ваша давняя, запомнившаяся многим, роль в нашумевшей «Интердевочке», где вы явно сочувственно сыграли даму еще более легкого поведения. ..
— Это вы верно подметили. Мне жаль этих женщин и не считаю, что они в этом виноваты. И какой бы ни была моя героиня, всегда ей сочувствую и всегда хочу ее оправдать.
Я очень люблю всех женщин. И всех мужчин тоже очень люблю. И это замечательно, когда они доставляют удовольствие друг другу. Всякая профессия имеет право на жизнь — и шпиона, и могильщика, и проститутки. Женщины оказывают мужчинам сексуальные услуги за деньги с незапамятных времен — это профессия одна из самых древнейших. Так разумно ли закрывать на эту очевидность глаза? Это глупость,из-за которой страдают и те, и другие — от болезней, бандитского беспредела, милицейского произвола, мошенников и садистов. Если это дело ле?гализовать, всей этой криминальной грязи станет намного меньше. Это настолько очевидно!.. Но ничего не происходит. Види?мо, кому-то это очень невыгодно.
— Вы не боитесь, что после такого одобрения народной артистки Любови Полищук под стяги армии путан хлынут новые батальоны?
— Да куда уже больше? Все, кто хотел, уже давно встал под эти самые стяги, меньше всего обращая внимание на чьи-то осуждения или запреты. Посмотрите, что творится вече?спектакля я просто выехать не могла! Только в нашем дворе два десятка молодых девчонок стояли плотным строем под светом фар и, распахнув шубки, весело демонстрировали свои прелести. И были так мало похожи на затравленных жизненными обстоятельствами мучениц.
— Давайте переведем беседу на более возвышенные темы.
…Широкой публике вы больше известны как актриса кино. А мы видели вас во время репетиции. Ваши глаза просто излучали фонтаны света — простите за сравнение, — как у впервые влюбившейся девушки. Театральная сцена вам ближе съемочной площадки кино?
— Мне не нравится Любовь Полищук как актриса кино. Мне вообще не повезло с кино. Там у меня не было серьезных предложений. То же и с телевидением, на которое меня просто не пускали 12 лет. Был там один то-ва-рищ, который говорил: «Даже кинопробу мне не показывайте - у этой артистки гесоветское лицо». А когда лицо стало нормальное, советское, то бишь российское, для кино я как бы уже постарела. И то, что могла хорошо сыграть на киноэкране, прекрасно делают молоденькие девчонки. Может быть, с чуть меньшим темпераментом…
В кино возраст заметен сильнее, чем на театральной сцене или даже в жизни. Когда еду на машине — а я просто обожаю водить, —многие в соседних машинах меня узнают, опускают окна и говорят всякие приятные комплименты. А некоторые даже кричат: «Лю-баня! Я вас так люблю! Умоляю — поехали пить шампанское!» Наверное, думают, что я очень молоденькая.
— Практически все ваши героини в театре и кино — дамы с характером. А что в вашем собственном характере больше всего мешает вам в жизни?
— Доверчивость. В моей жизни так часто опровергалась известная социалистическая пословица «Человек человеку — друг, товарищ и брат». К жизни гораздо ближе другая: «Доверяй, но проверяй».
— И где, на ваш искушенный взгляд, проходит та грань, до которой еще можно доверять, а после которой — обязательно надо проверять?
— В том-то все и дело. Я этой грани не вижу. И при всей своей интуиции, я очень часто ошибаюсь.
Вы понимаете, я из провинции. А в провинции народ чище. Здесь — не оби?жайтесь — намного больше грязи. Я очень хорошо — на собственной, так сказать, шкуре — прочувствовала эту разницу, когда приехала в Москву. Постепенно жизнь научила: не надо так уж до конца раскрываться и до конца доверять. Надо во всем быть сдержаннее. И намного.
С возрастом я стала ху?же — менее доверчива. А где проходит эта грань?.. Где-то на уровне подсознания. Где-то там, в мозжечке… Точнее я выразить не могу.
Последствия?.. Не могу сказать, что я обидчива. Скорее — вспыльчива. Но отходчива. Но каждый раз, когда тебя обманывают, ис?пользуют в своих интере?сах — это сильная душевная травма. У меня надолго ос?таются рубцы. Правда, в последнее время их стало меньше. Наверное, кожа стала потолще…
— Надеемся, что наша встреча не добавит вам но?вых рубцов. Ведь — чего гре?ха таить! — многие из тех, кому приходится давать интервью, потом жалеют об этом и не скрывают сво?их претензий к журналистам. Можете и вы бросить камень в наш огород. На какие из заданных нами вопросов вы, будь ваша воля, предпочли бы вообще не отвечать?
— Я очень не люблю давать интервью — вы немногие из тех, кто меня угово?рил, — потому что слишком много копают про быт. Какую колбасу я люблю, какого цвета обои в моей спальне, сколько у меня любовников, как часто их меняю и так далее. Заходят с разных сторон, но по сути — всегда одно и то же. Обидно и скучно тратить на подобные «беседы» свое время. Считаю, что актер или актриса все-таки должны быть за какой-то завесой, сохраняющей тайну их личной жизни от любопытствующих глаз. По этой причине категорически отказываюсь от всех этих расплодившихся телешоу: после съемок сразу начинаются интервью, которые сейчас берут все — начиная от дикторов новостей до ведущих программы «Здоровье». Мне гораздо интереснее читать какие-то рассуждения обо мне, чем то, что я говорю своими словами. Каждый раз, ко?гда я прочитываю очередное вырванное у меня интервью, мне становится дурно. Какая-то ахинея…
Не знаю, кто виноват в этом больше — журналисты или я сама…
Напка.