В марте 2015 года Ad Astra объявила о присуждении НАСА премии в размере 10 миллионов долларов на повышение технологической готовности следующей версии двигателя VASIMR, VX-200SS, для удовлетворения потребностей полетов в дальний космос. [24] SS в названии означает «устойчивый режим», поскольку цель длительного испытания - продемонстрировать непрерывную работу в устойчивом тепловом состоянии. [25]
В августе 2016 года Ad Astra объявила о завершении основных этапов первого года своего трехлетнего контракта с НАСА. Это позволило произвести первые мощные плазменные зажигания двигателей с заявленной целью достичь 100 часов и 100 кВт к середине 2018 года. [26] В августе 2017 года компания сообщила о завершении этапов 2-го года разработки электрического плазменного ракетного двигателя VASIMR. НАСА дало разрешение Ad Astra продолжить работу в течение 3-го года после рассмотрения завершения 10-часового совокупного испытания двигателя VX-200SS на 100 кВт. Похоже, что запланированный проект 200 кВт работает на 100 кВт по причинам, не упомянутым в пресс-релизе. [27]
В августе 2019 года [28] Ad Astra объявила об успешном завершении испытаний радиочастотного ( RF ) блока обработки энергии (PPU) нового поколения для двигателя VASIMR, построенного канадской компанией Aethera Technologies Ltd. Ad Astra заявила о мощности 120 кВт и КПД> 97% между электрической и высокочастотной мощностью, и что при весе 52 кг новый RF PPU примерно в 10 раз легче, чем PPU конкурирующих электрических двигателей (соотношение мощности к весу: 2,31 кВт / кг)
Для старта с Земли нужно набрать (с учётом потерь) около 10 км/с, для перехода с низкой опорной орбиты на геостационарную или для полёта к Луне/Марсу потребуется 4–8 км/с [3]. И то, и другое — слишком много для химических двигателей. Но пока лифты, катапульты и фонтаны остаются научной фантастикой, альтернативы химическому топливу для вывода на орбиту всё равно нет.
Выше начинаются варианты. Можно повышать температуру вещества, чтобы скорость звука и истечения стала выше (вещество станет плазмой) либо ускорять частицы в электрическом и магнитном полях (вещество должно быть, опять-таки, плазмой).
В этот момент мы добираемся до электроракетных двигателей в целом и плазменных в частности. Речь здесь идёт про удельный импульс в районе 1–10 тысяч секунд (10–100 км/с) и мощность... В общем, сколько найдётся.
Если мощность фиксирована, наиболее удобное соотношение удельного импульса и тяги диктуется задачей. Для быстрого прохождения радиационных поясов полезен двигатель с бо́льшей тягой (а также меньшим импульсом и быстрой тратой рабочего тела), для марша до Юпитера эффективен высокий удельный импульс (и малая тяга с копеечным ускорением, которое может длиться месяцами на одном баке).
Из летающих сегодня космических аппаратов самым мощным является МКС с солнечными батареями на 80 кВт [4]. Вот эти 35-метровые панели:
В целом, всё, что летает сейчас, может дать двигателям не больше нескольких киловатт (чаще — меньше). Разговоры о ближней перспективе — это разговоры о мегаваттных ядерных реакторах (и нескольких сотнях киловатт мощности двигателя). Например, вот этих [5, 6]:
На мощности до нескольких киловатт хорошо работают ионные двигатели. Идея в следующем: газ ионизируется до плазмы, из неё в зазор между двумя сеточками вытягивается поток ионов и ускоряется постоянным напряжением. После второй сетки к ним добавляется поток электронов, чтобы аппарат не заряжался отрицательно [7].
Проблемы начинаются при повышении мощности: разряд начинает быстро жрать разрушать сетку. Кроме того, двигатель становится слишком большим: при разумных полях тяга на единицу площади ограничена величиной на уровне ~0.1–0.2 гс/см² (10–20 Н/м²).
Примечание: это — не термоядерный двигатель.
Следующий вариант, активно летающий в космосе — кольцевой разряд в магнитном поле. Плазма заперта в промежутке между цилиндрическим центральным электродом и полой бочкой. Ток по центральному электроду создаёт вокруг себя магнитное поле, направленное по окружности. На ток, текущий по радиусу (от стенки к центру), действует обычная сила Ампера, ускоряющая плазму вдоль оси центрального электрода. Подобный стационарный плазменный (он же — холловский) двигатель при том же размере может дать бо́льшую тягу, чем ионный, но его удельный импульс практически жёстко задан конструкцией.
Про эту штуку здесь уже писали, поэтому даю ссылки: первая и вторая части. Добавлю пару иллюстраций для наглядности [7]:
В наших краях двигателями этого типа активно занимается ОКБ «Факел» из Калининграда, выпуская двигатели для всех желающих с мощностью от сотни ватт (летает) до 15 киловатт (пока модель) [8].
По подобной схеме (по сути, матрёшка из вложенных один в другой 4 двигателей разного размера) для NASA делается 100-киловаттный прототип XR-100 [9].
И, да. Это — не термоядерный двигатель.
На сравнительно большой мощности становится адекватной возможность разгонять нагретый газ через сопло. Но три тысячи градусов — это мало. Плазму можно нагреть до гораздо более интересных температур: четыре миллиона градусов звучат как-то поубедительнее.
Чтобы она не охлаждалась о стенки, можно изолировать рабочее тело от корпуса двигателя продольным магнитным полем, а с одной из сторон сформировать из расходящихся силовых линий магнитное сопло.
(Над вами на второй космической скорости пролетит две открытые ловушки).
Важная фишка: меняя подачу газа при постоянной суммарной мощности нагрева, можно менять температуру вытекающей в сопло плазмы. А значит, и удельный импульс. А значит, с помощью одного и того же двигателя давать побольше жару тяги в поясах ван Аллена, а после экономно ускоряться/замедляться в месячном полёте до Марса.
Вся эта штука называется VASIMR и допилена до железного 200-киловаттного прототипа. (Опять-таки, и это не термоядерный двигатель).
Двигатели ставятся парой: стрелка магнитного поля в одном направлена от источника к соплу, в другом — наоборот. В остальном поля одинаковы. Из-за этого магнитное поле быстрее спадает при удалении от среза сопла (вся сборка — квадруполь, а не диполь); это позволяет плазме в определённый момент оторваться от магнитных силовых линий и улететь куда подальше, а двигателю — собирать меньше заряженных частиц из окружающего пространства.
В этот момент удобно упомянуть, каким боком в этой теме оказался автор поста. Двигатель с магнитным соплом сам по себе — открытая ловушка (точнее, две). Если у нас есть многопробочная ловушка с бегущими пробками, мы можем заставить пробки бежать от входа к выходу — в таком случае поток плазмы будет не тормозить, а ускоряться. Как и в посте про открытые ловушки, магнитное поле здесь винтовое; плазма вращается; с точки зрения плазмы винт выталкивает её в нужную сторону областями сильного поля. Отличие — в шаге винта: для двигателя он обязательно должен расти от источника к соплу.
Плюсы — переменный удельный импульс, нетребовательность к рабочему телу, отсутствие сложных систем нагрева.
Минусы... Это пока даже не модель, это научная идея, из которой проглядывает что-то интересное. До лётного образца здесь лет пятнадцать с того момента, как кто-нибудь решит дать на него денег.
Да, конечно. Это не термоядерный двигатель, что бы ни писали журналисты (см. рис. 1).
Теперь про настоящий термоядерный двигатель. Это должно быть эпично.
Размышления, конечно, из разряда научной фантастики, а не серьёзных проектов. Но и мы не в журнале Physics of Plasmas.
Двигатель на DT-топливе смысла не имеет: 80% энергии уходит во все стороны с нейтронами, не создавая тяги. Значит, нужно использовать DD или D3He (см. первый пост про УТС). Плотность мощности энерговыделения в них при разумной плотности вещества составляет примерно 1 МВт/м³, а для поддержания реакции требуется время удержания энергии на уровне нескольких секунд. Для линейной ловушки с секциями улучшенного удержания это соответствует длине от 50 (для очень хорошего удержания) до 300 (для умеренного улучшения) метров. Если мы хотим создать реактивную струю, удержание с одного из концов придётся слегка ухудшить. Пусть из-за этого длина будет 150 м.
Площадь поперечного сечения тоже не может быть сколь угодно маленькой: вращающиеся в магнитном поле ионы (рис. 1 из поста про ловушки) должны хоть как-то умещаться внутри плазмы. При разумных величинах магнитного поля сечение будет на уровне 0.3 м².
Двигатели ставим парой, как в VASIMR'е.
Всё это даёт объём термоядерной плазмы в районе 100 м³ и мощность в духе 100 МВт.
При этом 300 км/с (с учётом торможения в многопробочных секциях и добавки балластного газа в струю) — разумная оценка для скорости истечения. Расход рабочего тела выйдет на уровне 2 г/с, а тяга — 60 кгс.
По земным меркам этот космический катамаран будет разгоняться очень неспешно, но он может делать это много лет подряд [10].
РИА Новости: Скорость утечки воздуха на МКС составляет до 1,4 килограмма в сутки
Небольшая утечка воздуха на МКС была зафиксирована в сентябре 2019 года, но в августе 2020 года стало известно, что ее темп возрос. Тогда же для поиска места утечки экипаж закрыл люки в модулях МКС с целью проверки их герметичности и четыре дня был изолирован в российском сегменте станции. Однако место утечки, которая не угрожает ни МКС, ни экипажу, так и не нашли. Повторная изоляция экипажа на российском сегменте проводится на этих выходных. Ожидается, что она завершится в понедельник после 11.00 мск.
Утечку воздуха на МКС нашли в научном модуле "Звезда" российского сегмента
Общее падение давления атмосферы МКС зафиксировано на уровне 1 мм за 8 часов. "Сложившаяся ситуация не представляет опасности для жизни и здоровья экипажа МКС и не препятствует продолжению полета МКС в пилотируемом режиме. В ближайшие дни причина снижения атмосферного давления будет локализована и герметичность восстановлена", - заверили в "Роскосмосе". Если утечка сохранится надолго, на МКС отправят дополнительную партию кислорода, пообещал исполнительный директор "Роскосмоса" по пилотируемым программам Сергей Крикалев. Ситуацию он охарактеризовал как "нормативную утечку".
- В NASA также ситуацию не считают опасной для станции, сообщал Bloomberg.
SpaceX четвертый раз подряд отменила запуск спутников Starlink
По техническим причинам запуск тяжелой ракеты-носителя Falcon 9 с очередной партией из 60 мини-спутников для пополнения орбитальной группировки глобальной сети интернет-покрытия системы Starlink, планировавшийся в четверг, был отменен за 18 секунд до старта. Компания-разработчик SpaceX сообщает, что отмена случилась из-за показаний одного из наземных датчиков.
Старт ракеты SpaceX со спутником GPS для ВВС США отменен
Запуск тяжелой ракеты-носителя Falcon 9 с новейшим спутником системы глобального позиционирования третьего поколения GPS III в интересах ВВС США, планировавшийся в субботу утром по московскому времени, отменен за две секунды до старта по техническим причинам, сообщила компания-разработчик носителя SpaceX.
- Сообщается, что следующая попытка запуска может быть предпринята через сутки.
Falcon 9 с шестого раза стартовала с новой партией интернет-спутников
Тяжелая ракета-носитель Falcon 9 во вторник стартовала на орбиту с очередной партией из 60 мини-спутников для пополнения орбитальной группировки глобальной сети интернет-покрытия системы Starlink, сообщила компания-разработчик SpaceX.
- Запуск предполагалось совершить еще в сентябре, но его пять раз откладывали из-за непогоды и технических проблем.
На МКС нашли два возможных места утечки воздуха
В российском модуле «Звезда» на МКС нашли два возможных места утечки воздуха. Одна из возможных зон утечки воздуха располагается в районе аппаратуры широкополосной системы связи, а другая — рядом с трубопроводами. Первую зону удалось определить с помощью камеры GoPro, зафиксировавшей движение пылинок.
Зарегистрированные пользователи: GoGo [Bot], Google [Bot], vadimr, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot], Феликс, Марина99, на лошади весёлой