Архетипы коллективного бессознательного

Юнгианский анализ и постюнгианство. Анализ сновидений, коллективное бессознательное, архетипы, процесс индивидуации
Правила форума
Правила

Архетипы коллективного бессознательного

Сообщение Oleg » Чт авг 30, 2007 7:13 pm

АРХЕТИПЫ КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО

Гипотеза коллективного бессознательного принадлежит к классу идей, которые людям поначалу кажутся странными, но скоро входят в их жизнь как знакомые концепции. Так было с понятием бессознательного вообще. После того, как философское понятие бессознательного в той форме, как мы его находим у Каруса и Гартмана, исчезло под всепоглощающей волной материализма и эмпиризма, едва ли оставив после себя пену, оно постепенно появилось вновь на научном горизонте медицинской психологии.

Вначале понятие бессознательного лишь обозначало подавленное или забытое содержание. Даже у Фрейда, у которого бессознательное " по крайней мере, метафорически " принимает роль активного субъекта, оно на самом деле является не чем иным, как только местоположением забытого и вытесненного содержания, и имеет функциональное значение лишь в этом смысле. Поэтому для Фрейда бессознательное имеет исключительно личную природу, хотя он знал об архаических и мифологических образах бессознательного.

Более-менее поверхностный слой бессознательного, несомненно, личный. Я называю его личным бессознательным. Но это личное бессознательное основывается на более глубоком слое, который не представляет собой личный опыт и не приобретен в течение жизни, но является врожденным. Этот более глубокий слой я называю коллективным бессознательным. Я выбрал термин "коллективное", потому что эта часть бессознательного не индивидуальна, но универсальна; в отличие от личной души, в ней заключено то содержание и способы поведения, которые присутствуют везде и во всех людях. Другими словами, они одни и те же для всех и составляют единый психический субстрат надличностной природы, который присутствует в каждом из нас.

Мы узнаем о существовании психического только благодаря некоему содержанию, которое может проявить себя в сознании. Таким образом, мы вправе говорить о бессознательном лишь постольку, поскольку мы способны показать его содержание. Содержание личного бессознательного " это главным образом так называемые чувственные комплексы, они представляют собой частную сторону психической жизни. В то же время составные части коллективного бессознательного известны как архетипы.

Термин "архетип" встречается уже у Филона Иудея по отношению к imago Dei " образу Бога в человеке. Мы также находим его у Ириния, который говорит: "Создатель мира не произвел вещи прямо из себя, но Он создал их по подобию архетипов вне себя". В "Corpus Hermeticum" Бог назван to arcetipon fwz (архетипический свет). Этот термин встречается несколько раз у Дионисия Ареопагита, например в трактате "О небесной иерархии": {шрифт наклонный}нематериальные архетипы,{шрифт обычный} а также в трактате "О божественных числах": архетипический камень Термин "коллективные представления", используемый Леви-Брюлем для обозначения символических фигур примитивного мировосприятия, точно так же приложим к бессознательному содержанию, поскольку он обозначает практически то же самое явление. Древние племенные предания базируются на архетипах, видоизмененных особым способом. Они, таким образом, перестают быть содержанием бессознательного, но становятся сознательными формулами, заучиваемыми согласно традиции обычно в виде тайного учения. Это последнее " типичное средство передачи коллективного содержания, производимого из бессознательного.

Другие хорошо известные примеры архетипов " это миф и сказка. Но здесь мы также имеем дело с особыми формами, которые передавались из поколения в поколение в течение долгого времени. Поэтому термин "архетип" не напрямую приложим к "коллективным представлениям", так как он обозначает только то психическое содержание, которое еще не было подвергнуто сознательной обработке и является непосредственными данными психического опыта. В этом смысле есть значительная разница между архетипом и выражающей его исторической формулой. На высших уровнях эзотерических учений архетипы раскрываются в той форме, которая, несомненно, позволяет заметить критическое осмысление и оценку ума. Непосредственное проявление, которое мы встречаем в снах и видениях, гораздо более индивидуально, менее доступно пониманию и более наивно, чем, например, в мифах. Архетип " это, в сущности, бессознательное содержание, которое изменяется, когда оно становится осознанным и воспринятым, и использует краски индивидуального сознания, в котором оно проявляется.

Поскольку архетипы, как все божественные понятия, сравнительно автономны, они не могут быть восприняты с помощью рациональных средств, а требуют диалектической процедуры, реального контакта с ними, часто происходящего у пациента в форме диалога. Сам того не зная, он пользуется алхимическим определением медитации: "внутренняя беседа с добрым ангелом". Обычно этот процесс протекает в драматичной форме, со множеством взлетов и падений. Он сопровождается или выражается в бессознательных символах сновидений, которые относятся к сфере "коллективных представлений", и в форме мифологических мотивов описывает психический процесс трансформации с древнейших времен.

(С) Юнг
Аватара пользователя
Oleg
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 75645
Зарегистрирован: Вс окт 09, 2005 9:08 pm
Откуда: Москва
Медали: 10
Пол: Мужской
Соционический тип: Бальзак
Тип по психе-йоге: Сократ (ВЛЭФ)
Темперамент: Флегматик
Профессия: Программист, оптимизатор

Линк

Сообщение lakerkid » Ср янв 02, 2008 6:20 am

Олег написал в своем посте: "Анимус и анима (от лат. anima – душа) — архетипы. Представляют собой архетипические образы, в которых запечатлен многовековой опыт предков (по преимуществу в аспекте пола). Анимус — исходно, собрание отцов, являющихся авторитетами, мнения которых неоспоримы, это — мужская часть души, связанная с категорическими мнениями. Анима — женская часть души, связанная с настроениями. При этом одна из этих душ обращена вовне, другая — вовнутрь."

- я бы хотел линк на рабоы юнга где обьясняется как Юнг пишет о:
1. Доказательствах существования архетипа
2. Как архетип производит архетипические образы
3. Как было выяснено наличие мужской части души и женской части души
4. Как было установлена что одна смотрит вовне а другая вовнутрь

Спасибо.
Лейкер Кид, Чикаго Блюз
lakerkid
Участник
Участник
 
Сообщения: 47
Зарегистрирован: Пн дек 31, 2007 7:28 am
Пол: Мужской

Архетипы

Сообщение HYDRA » Вс май 10, 2020 1:50 am

Книги:

Символическая жизнь [сборник]
Юнг Карл Густав

Душа и миф. Шесть архетипов
Юнг Карл Густав

Архетипы внутренней семьи.
Хэнстке Кэролайн

Боги в каждом мужчине [Архетипы, управляющие жизнью мужчин]
Болен Джин Шинода

Богини в каждой женщине.[Новая психология женщины. Архетипы богинь]
Болен Джин Шинода

Тайный шифр женских сказок.
Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна

БЕГУЩАЯ С ВОЛКАМИ.
ЖЕНСКИЙ АРХЕТИП В МИФАХ И СКАЗАНИЯХ

Кларисса Пинкола Эстес

Богини. Тайны женской божественной сущности.
Джозеф Кэмпбелл
Аватара пользователя
HYDRA
Активист
Активист
 
Сообщения: 206
Зарегистрирован: Вс мар 08, 2020 4:08 am

Архетипы

Сообщение HYDRA » Вс май 10, 2020 2:05 am

Хотя архетипов существует бесчисленное множество, самыми важными Юнг считал только четыре.

1. Самость. В этом архетипе воплощается союз сознания и бессознательного. Он символизирует стремление к целостности и единству, осуществляемое через индивидуацию, при реализации которой каждая часть личности индивида выражена в равной мере и его психика гармонизирована. В снах символом самости часто является мандала, круг или квадрат.

2. Тень. Этот архетип состоит из инстинктов, связанных с жизнью и сексуальностью. Он представляет собой часть бессознательного и может символизировать неизвестное, хаос и дикость. В него включены слабости, недостатки и вытесненные желания. В снах часто проявляется в виде змеи, дракона, демона или любых других темных, экзотических и диких фигур и образов.

3. Анима или анимус. В мужской психике анима представляет женское начало, а анимус в женской – мужское. Объединение анимы и анимуса называется сизигией, которая создает целостность, – например, убежденность двоих людей в том, что они родственные души и, следовательно, соединяют в себе аниму и анимус. Сизигия символизирует божественную пару, целостность, единение, чувство завершенности. По этой причине анима и анимус характеризуют истинное «Я» человека и представляют собой медиум в общении с коллективным бессознательным.

4. Персона представляет собой образ, который человек являет миру. Персона защищает эго от негативных представлений о себе и проявляется в снах в множестве разных форм. Этот архетип символизирует маски, надеваемые человеком в разных социальных ситуациях.

Следует также назвать:
- архетип отца (символизирующий власть и авторитет),
- матери (уют и забота),
- младенца (стремление к невинности и спасению души)
- мудреца (мудрость, наставничество, знание).

Ист.:Психология. Люди, концепции, эксперименты
Клейнман Пол
Аватара пользователя
HYDRA
Активист
Активист
 
Сообщения: 206
Зарегистрирован: Вс мар 08, 2020 4:08 am

Архетипы

Сообщение HYDRA » Вс май 10, 2020 2:12 am

Архетип в психологии

2 направления:

1. Выявление архетипа, который проявлен в наибольшей степени.
Оценка его влияния на качество и палитру жизненных событий.
Гармонизация проявления архетипа.

2. Обращение к архетипическому образу для развития определенных способностей,
качеств, наделяющих ресурсов для решения жизненных задач.

У архетипов есть светлая и темная сторона.
Проявление каждого архетипа может быть как со светлой стороны, позитивной, так и с темной стороны, негативной.
И эти проявления присутствуют в каждом архетипе ОДНОВРЕМЕННО.

Это, с одной стороны, позволяет гармонизировать и корректировать проявленность архетипа в поведении.
А с другой стороны, требует некоторой осторожности при отождествлении с ним.
Аватара пользователя
HYDRA
Активист
Активист
 
Сообщения: 206
Зарегистрирован: Вс мар 08, 2020 4:08 am

Re: Архетипы коллективного бессознательного

Сообщение Lory » Сб май 15, 2021 9:28 pm

1.правитель
2. творец
3. опекун
4. дитя
5. мудрец
6. искатель
7. бунтарь
8. герой
9. маг
10. шут
11. эстет
12. свой парень
Мотивированные люди - причина всех проблем.(Д.К.)
Аватара пользователя
Lory
Новичок
Новичок
 
Сообщения: 15
Зарегистрирован: Пт май 14, 2021 2:06 pm
Пол: Женский
Соционический тип: Робеспьер

Re: Архетипы коллективного бессознательного

Сообщение luchnivik » Сб май 15, 2021 9:33 pm

Да, я тут про них запостил.
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Супермодератор
 
Сообщения: 15305
Зарегистрирован: Вт июн 09, 2020 1:37 am
Откуда: ФВЛЭ+ВНБП+ФСЭА
Медали: 6
Пол: Мужской
Профессия: влсм+гндт+псма+мнвл


  • { SIMILAR_TOPICS }
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в Аналитическая психология

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: GoGo [Bot], Google [Bot], Incosab, Joker, morkel, vadimr, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot], Феликс, на лошади весёлой