Токин, с большим интересом прочитала твои вопросы.
4 фундаментальных вопроса сразу - это надо было переварить. Постараюсь ответить на то, на что еще не ответили. И на то, на что обратила внимание, что кажтся мне существенным для понимания. И интересно мне самой.
Общение на форуме, равно как и в любом другом соционическом сообщстве действительно смахивает на ролевую игру. Тонко подмечено.
Но это особая игра, больше сравнимая с психодрамой, наверное. Т.е. познание себя через общение в среде, в которой можно усилить свои именно тимные особенности. Сравнить себя с другими, обнаружить схдства и различия. И таким образом познать себя лучше. В обыкновенной же среде, жизненой, социальной проявления тимные несколько сглаживаются. Джечка варит борщ, Гексли сдает экзамен по высшей математике, Есенин зарабатывает деньги, Достик отстаивает свою территорию, Гюго приходит на встречу вовремя, Жуков общается с людьми, а Бальзак испытывает острое чувство влюбленности.
И эта картинка нам понадобится, чтобы ответить на первый вопрос.
1. Возможно ли гармоничное развитие функций?
Согласно соционической модели (и модели Юнга) доминантная функция (установка, класс) подавляет противоположный ей элемент. Однако при "типировании" не всегда точно можно определить превосходство того или иного параметра. При незначительном же преимуществе, "проигравшая функция" относится в разряд слабой. Что это? Особенности модели, не учитывающей приблизительно равное развитие элементов, может недоразвитость обоих функций у "типируемого" или недостатки метода "типирования" и одна функция в действительности доминирует над другой?
По Юнгу гармоничное развитие функций возможно, а по Фрейду невозможно (вернее по Фрейду гармония заключается в совершенно определенной дисгармоничности). Аушра для своей модели А взяла две модели психики фрейистскую и юнгианскую (но это не модель Ю, как почему-то многие думают) и синтезровала их (на мой взгляд синтезировала очень удачно). Но просто так.. механически или схематически эти модели объединять нельзя. Нельзя поскольку за каждой из моделей стоит свое представление каждого из авторов о природе человека. И представления эти различаются коренным образом (непонимание этого порождает большую путанницу и массу ложных выводов и представлений).
Так вот.. по Фрейду, человек - существо, несущее в себе внутренний конфликт. И это конфликт между сознательной и бессознательной частями психики. Конфликт заложен в сам механизм функционирования психики и собственно является движущей силой, позволяющей психическому функцонировать. По Фрейду, функционирование психики не может обойтись без подавления. Сознательная часть подавляет импульсы бессознательной, импульсы Ид. И потому, если опираться именно на такие представления, можно сказать, что доминирвание одной функции и подавление ею противоположной - это норма. Причем, это норма на протяжении всей жизни человка. И исходя из этого можно утверждать, что нужно найти свое соотношение функций и с ним припеваюче жить.
Да и процесс типирования резко упрощается. Какой-либо сбой картины дает человек с неврозом. Только он выбивается из общего ряда однотипно функционирующих индивидов. Как помидор ТимА, притворяющийся огурцом ТимомБ, среди огурцов одной формы и размера в банке с солениями Тиме1. И надо этот помидор обнаружить, сравнив его с другими огурцами, уличив в несходстве, и вывести на чистую воду, предложить перебазироваться в другую банку с солениями Тим2.
И вот таким уличением в нарушении стационарной гармонии с успехом занимаются некоторые даже профессиональные соционики, не говоря уже и социониках других. Они выступают экспертами по форме и размерам огурцов и др. овощей.
Веруя в точное знание гармонии, в ее стационарность. Одна функция у гармонично развитого человека и должна доминировать над другой, с этой точки зрения. Поэтому когда типируют приверженцы этой точки зрения, человек попадает в определенный Тим, если совпадает по параметрам с нормой. Несовпадение с нормой считается симптомом психологических проблем.
По Юнгу, конфликт между сознательной и бессознательной частями психики у благополучного психологически человека отсутствует. Сознательное и бессознательное комплиментарно взаимодействуют и неприрывно обмениваются энергией между собой. В процессе жизни происходит динамика развития, причем динамика эта не линейная. Не пожизненное соотношение экстраверсии и интроврсии, например. Если упростить концепцию Юнга, то можно эту динамику выразить так: каждому овощу свое время.
Т.е. превосходство того или иного параметра опосредуется не только задачей поддержания внутренней гармонии развития, но и теми актуальными жизненными задачами, которые перед личностью стоят. Внутри человек (идеальный) бесконфликтен или (обыкновенный) может стать таковым, обратившись к актуальным конфликтам своего бытия. Сталкиваясь с проблемами жизни, человек изменяется (или способен измениться). Два процесса идут
одновременно - процесс становления и развития человека в его природной гармониии и процесс жизни в социуме. Человек по жизни решает две задачи: найти себя, свою индивидуальность и адаптироваться к социальным запросам. Конфликт тут может быть и будет, но он внешний, внутренним он становится при определенных обстоятельствах. Т.е. на примере экстраверсии и интроверсии: обладая экстравертированной установкой, человек способен решать жизненные проблемы, связанные с интроверсией. Но обойтись с собой при решении этой проблемы он может по-разному. Подчинить свою индивидуальность, подавить ее - и тогда конфликт внешний становится внутренним; или признать наличие конфликта, а себя экстравертом и разрешить конфликт компенсаторно или принять решение конфликт не решать (на ссамом деле "или" тут много).
Другими словами, человек решает две равнозачимые задачи: с одной стороны - поиск собственной гармонии, своей уникальности, а с другой - поиск гармонии с универсальным коллективным, с нормами и с миром.
Очевидно, что пребывая в пожизненном определенном соотношении функций такую гармонию гармонии не найдешь.
Юнг считал, что первая половина жизни человека посвящена совсем не тому, чему посвящена вторая. И что в первой половине жизни достижние гармонии невозможно, а возможно только начиная со зрелости. А так же то, что противоположновертные ценности становятся для человека более актуальными, чем в первой половине жизни.
Так что "проигравшая" функция может быть проигравшей только с точки зрения нормы. И типировщиков не признающих, что доминирует а точнее "перевешивает"(с) Юнг только лишь
установка что не связано с доминированием функционирования. И если человек ведет себя как огурец, то это не значит, что он огурец. И напротив если человек ведет себя как помидор, он вполне может оказаться огурцом, если копнуть глубже - на уровень врожденной установки, а не поведения.
При примерно равном развитии элементов возможны варианты. Имхо.
1. Подавленность одного из элементов вследствие внутреннего конфликта (встречается чаще)
2. Определенная актуальная здесь и сейчас фаза развития человека
3. Достижение человеком высочайшего уровня развития (встречается очень редко по соционике в случае дуализации)