В

ВЫГОТСКИЙ

Сообщение психологический словарь » Чт дек 02, 2010 4:27 pm

ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович (1896—1934) — российский психолог, внесший большой научный вклад в сферу общей и педагогической психологии, философию и теорию психологии, психологию развития, психологию искусства, дефектологию. Автор культурно-исторической теории поведения и развития психики человека. Профессор (1928).


Окончив юридический факультет Первого государственного московского университета и одновременно историко-филологический фак-т Народного ун-та А.Л. Шанявского (1913—1917), преподавал с 1918 по 1924 г. в нескольких институтах Гомеля (Белоруссия). Играл важную роль в литературной и культурной жизни этого города. Еще в дореволюционный период В. написал трактат о "Гамлете", где звучат экзистенциальные мотивы об извечной "скорби бытия".


Организовал психологическую лабораторию в Педагогическом училище Гомеля и приступил к работе над рукописью учебника по психологии для учителей средних школ ("Педагогическая психология. Краткий курс", 1926 г.). Являлся бескомпромиссным сторонником естественнонаучной психологии, ориентированной на учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова, которое он считал фундаментом для выстраивания новой системы представлений о детерминации человеческого поведения, в том числе при восприятии произведений искусства.


В 1924 г. В. переезжает в Москву, становится сотрудником Института психологии МГУ, директором которого был назначен К.И. Корнилов и перед которым была поставлена задача перестройки психологии на основе философии марксизма. В 1925 г. В. публикует статью "Сознание как проблема психологии поведения" (Сб. "Психология и марксизм", Л. — М., 1925) и пишет книгу "Психология искусства", в которой обобщает свои работы 1915—1922 гг. (издана в 1965 и 1968 гг.). К теме искусства впоследствии он возвращается только в 1932 г. в единственной статье, посвященной творчеству актера (и уже с позиций общественно-исторического понимания психики человека). С 1928 по 1932 В. работает в


Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, где создал психологическую лабораторию на фак-те, деканом которого был А.Р. Лурия.

В этот период интересы В. концентрировались вокруг педологии, которой он пытался придать статус отдельной дисциплины и вел исследования в этом направлении ("Педология подростка", 1929—1931). Совместно с Б.Е. Варшавой издал первый отечественный "Психологический словарь" (М., 1931).


Однако политическое давление на советскую психологию все возрастало. Работы В. и других психологов подвергались в печати и на конференциях резкой критике с идеологических позиций, что очень затрудняло дальнейшее развитие исследований и внедрение их в практику педагогики. В 1930 г. в Харькове была основана Украинская психоневрологическая академия, куда были приглашены А.Н. Леонтьев и А.Р. Лурия. В. часто навещал их, но Москву не оставил, т. к. у него в этот период налаживались отношения с Ленинградским государственным ун-том. В последние 2—3 года жизни он занялся формулировкой теории детского развития, создав теорию "зоны ближайшего развития". За десять лет пути в психологической науке В. создал новое научное направление, основу которого составляет учение об общественно-исторической природе сознания человека.


В начале же своего научного пути он считал, что новая психология призвана интегрироваться с рефлексологией в единую науку. Позднее В. осуждает рефлексологию за дуализм, поскольку, игнорируя сознание, она выносила его за пределы телесного механизма поведения. В статье "Сознание как проблема поведения" (1925) он наметил план исследования психических функций, исходя из их роли в качестве непременных регуляторов поведения, которое у человека включает речевые компоненты. Опираясь на положение К. Маркса о различии между инстинктом и сознанием, В. доказывает, что благодаря труду происходит "удвоение опыта" и человек приобретает способность "строить дважды: сперва в мыслях, потом на деле". Понимая слово как действие (сперва речевой комплекс, затем — речевую реакцию) В. усматривает в слове особого социокультурного посредника между индивидом и миром.


>Он придает особое значение его знаковой природе, благодаря чему качественно меняется структура душевной жизни человека и его психические функции (восприятие, память, внимание, мышление) из элементарных становятся высшими. Трактуя знаки языка как психические орудия, которые, в отличие от орудий труда изменяют не физический мир, а сознание оперирующего ими субъекта, В. предложил экспериментальную программу изучения того, как благодаря этим структурам развивается система высших психических функций. Эта программа успешно выполнялась им совместно с коллективом сотрудников, образовавших школу В.


В центре интересов этой школы было культурное развитие ребенка. Наряду с нормальными детьми В. большое внимание уделял аномальным (страдающим от дефектов зрения, слуха, умственной отсталости), став основоположником особой науки — дефектологии, в разработке которой отстаивал гуманистические идеалы. Первый вариант своих теоретических обобщений, касающихся закономерностей развития психики в онтогенезе, В. изложил в работе "Развитие высших психических функций", написанной им в 1931 году.


>В этой работе была представлена схема формирования человеческой психики в процессе использования знаков, как средств регуляции психической деятельности — сперва во внешнем взаимодействии индивида с другими людьми, а затем перехода этого процесса извне вовнутрь, в результате чего субъект обретает способность управлять собственным поведением (этот процесс был назван интериоризацией).В последующих работах В. делает упор на исследовании значения знака, то есть на сопряженном с ним (преимущественно интеллектуальном) содержании. Благодаря этому новому подходу, он, совместно с учениками, разработал экспериментально обоснованную теорию умственного развития ребенка, запечатленную в его главном труде "Мышление и речь" (1934).


Эти исследования он тесно связывал с проблемой обучения и его воздействия на умственное развитие, охватывая широкий круг проблем, имеющих большое практическое значение. Среди выдвинутых им в этом плане идей особую популярность приобрело положение о "зоне ближайшего развития", согласно которому только то обучение является эффективным, которое "забегает вперед развития", как бы "тянет" его за собой, выявляя возможности ребенка решить при участии педагога те задачи, с которыми он самостоятельно справиться не может. Важное значение в развитии ребенка В. придавал кризисам, которые ребенок испытывает при переходе от одной возрастной ступени к другой. Умственное развитие трактовалось В. как нераздельно сопряженное с мотивационным (по его терминологии аффективным), поэтому в своих исследованиях он утверждал принцип единства "аффекта и интеллекта", однако реализовать программу исследований, анализирующих этот принцип развития ему помешала ранняя смерть.


>Сохранились лишь подготовительные работы в виде большой рукописи "Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование", основное содержание которого составляет анализ "Страстей души" Р. Декарта — работы, которая, согласно В., определяет идейный облик современной психологии чувств с ее дуализмом низших и высших эмоций. В. полагал, что перспектива преодоления дуализма заложена в "Этике" В. Спинозы, однако каким образом удастся перестроить психологию, опираясь на философию Спинозы, В. не показал. Труды В. отличала высокая методологическая культура. Изложение конкретных экспериментально-теоретических проблем неизменно сопровождалось философской рефлексией.


Наиболее ярко это сказалось как в работах о мышлении, речи, эмоциях, так и при анализе путей развития психологии и причин ее кризиса в начале XX века. В. полагал, что кризис имеет исторический смысл. Его рукопись, которая была впервые опубликована только в 1982 г., хотя работа была написана в 1927 г., так и называлась — "Исторический смысл психологического кризиса". Этот смысл, как считал В., заключался в том, что распад психологии на отдельные направления, каждое из которых предполагает собственное, несовместимое с другими понимание предмета и методов психологии, закономерен. Преодоление этой тенденции к распаду науки на множество отдельных наук требует создание особой дисциплины "общей психологии" как учения об основных общих понятиях и объяснительных принципах, позволяющих этой науке сохранить свое единство. В этих целях философские принципы психологии должны быть перестроены и эта наука должна быть избавлена от спиритуалистических влияний, от версии, согласно которой главным методом в ней должно стать интуитивное понимание духовных ценностей, а не объективный анализ природы личности и ее переживаний.

В связи с этим В. намечает (также нереализованный, как и многие другие его замыслы) проект разработки психологии "в терминах драмы".


Он пишет о том, что "динамика личности — это драма". Драматизм выражен во внешнем поведении в том случае, когда происходит столкновение людей, исполняющих различные роли "на сцене жизни". Во внутреннем плане драматизм связан, например, с конфликтом между разумом и чувством, когда "ум с сердцем не в ладу". Хотя ранняя смерть не позволила В. реализовать многие перспективные программы, его идеи, раскрывшие механизмы и законы культурного развития личности, развития ее психических функций (внимания, речи, мышления, аффектов), наметили принципиально новый подход к коренным вопросам формирования этой личности. Это существенно обогатило практику обучения и воспитания нормальных и аномальных детей. Идеи В. получили широкий резонанс во всех науках, исследующих человека, в том числе в лингвистике, психиатрии, этнографии, социологии и др..


Они определили целый этап в развитии гуманитарного знания в России и поныне сохраняют свой эвристический потенциал. Труды. В изданы в "Собрании сочинений" в 6-ти т. — М., Педагогика, 1982—1984, а также в книгах: "Структурная психология", М., МГУ, 1972; "Проблемы дефектологии", М., Просвещение, 1995; "Лекции по педологии, 1933—1934", Ижевск, 1996; "Психология", М., 2000.

Л.А. Карпенко, М.Г. Ярошевский

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ВЫЗВАННЫЕ ПОТЕНЦИАЛЫ

Сообщение психологический словарь » Пт дек 03, 2010 4:48 pm

Вызванные потенциалы — биоэлектрические колебания, возникающие в нервных структурах в ответ на раздражение рецепторов и находящиеся в строго определенной временной связи с моментом предъявления стимула.


ВП — один из видов вызванной электрической активности, представляющий собой комплекс негативно-позитивных отклонений потенциала, наблюдаемый в постстимульном интервале с ЛП начала ответа от 2—8 (у животных) до 8—40 мс (у человека). Для обозначения негативных и позитивных компонентов ВП применяются два способа: с указанием порядкового номера (N1, N2, Р1, P2 и т.д.) или с указанием латентного периода (ЛП) компонента (N40, N140, P60, P300 и т.д.). В совокупности компонентов, входящих в состав ВП, обычно выделяют ранние и поздние компоненты. ЛП, амплитуда, длительность и генез компонентов ВП в разных участках мозга различны, в связи с чем ВП подразделяют на первичные и вторичные, локальные и генерализованные, эндогенные и экзогенные, гомо- и гетеросенсорные, также ассоциативные.


Отдельный класс ВП представляют ВП на пропущенный стимул, задержанный ВП и условный ВП, возникающие в результате формирования и воспроизведения следа памяти. Метод регистрации ВП является одним из ведущих в изучении ряда важнейших функций мозга, таких как восприятие, память и другие, а также их нарушений при патологии мозга органической или функциональной природы. Регистрация ВП и в первую очередь ВП человека тесно связана с использованием ЭВМ, т.к. для выделения ВП из шума (спонтанной ЭЭГ) необходимо использование накопления ответов (обычно с последующим усреднением) и других методов, например, фильтрации Винера или Уолша, идентификация ВП в результате сравнения его с эталоном и т.д.

Изучение ВП сыграло большую роль в понимании организации восприятия как системы, в которой участвуют проекционные и ассоциативные области коры.

В когнитивной психофизиологии ВП, регистрируемые при предъявлении когнитивных заданий, получили название связанные с событиями потенциалы — ССП.

Более стабильными по своим параметрам являются начальные компоненты ССП, поздние в силу зависимости от многих факторов (внимания, значимости, наличия следовых процессов и др.) отличаются значительной вариабельностью. При использовании метода главных компонентов и разностных кривых было показано, что в одном и том же временном интервале могут возникать несколько компонентов, имеющих различное функциональное значение и топографию по коре.

При предъявлении сложных стимулов и необходимости их опознания в составе ССП в интервале от 200 до 400 мс в различных корковых зонах в зависимости от характера стимула и условий его опознания развиваются разные компоненты — негативная волна, отражающая анализ признаков стимула и его опознание, больше выраженная в заднеассоциативных областях, и позитивные компоненты, связанные с такими когнитивными операциями как сличение со следом памяти, классификация стимула, принятие решения относительно предъявленной задачи.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ВЫНОСЛИВОСТЬ

Сообщение психологический словарь » Пн дек 06, 2010 5:23 am

Выносливость — способность человека противостоять утомлению и воздействию различных факторов внешней среды при длительном выполнении какого-либо вида деятельности без снижения ее эффективности и при сохранении оптимальной работоспособности.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Сообщение психологический словарь » Вт дек 07, 2010 3:24 pm

Выразительные движения — внешнее выражение психических состояний, особенно эмоциональных, проявляющееся в мимике (В. д. мышц лица), пантомимике (В. д. всего тела) и "вокальной мимике" — динамической стороне речи (интонация, тембр, ритм, вибрато голоса), в экспрессии, которая может быть решающей в интерпретации значения произносимых высказываний. В. д. часто сопровождаются изменениями пульса, дыхания, функционирования эндокринных желез и т. д. Огромное влияние на развитие В. д. человека оказало его историческое развитие, возникновение чисто человеческих чувств. В процессе общения людей В. д. обогащаются и дифференцируются, приобретая характер образного "языка", специфического кода для передачи многообразных оттенков чувств, оценок, отношений к событиям и явлениям. Правильная интерпретация В. д. осуществляется в процессе более или менее сознательного воздействия на людей. Форма и употребление В. д. определяются системой конкретных общественных отношений, становясь объектом социального контроля общественной среды в соответствии со значением, придаваемым В. д.

В.В. Мироненко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ РАЗВИТИЕ

Сообщение психологический словарь » Ср дек 08, 2010 6:55 am

Выразительных движений развитие — закономерное изменение с возрастом внешних проявлений переживаний в мимике, пантомимике, интонациях речи. В процессе развития общения между людьми В. д. все более дифференцируются и приобретают свойство своеобразного "языка" для передачи оттенков чувств, оценок, желаний, отношения к событиям. Первоначально (у младенца) В. д. непроизвольны. Крик, слезы, улыбка проявляются как непосредственная реакция на эмоционально затрагивающие воздействия. С возрастом дети овладевают своими В. д. и начинают использовать их целенаправленно, для выражения своего отношения или настроения. В. д. значительно обогащают эмоциональный фон общения. С их помощью можно более тонко, чем с помощью слов, передать оттенки недовольства, ободрения, презрения, требования и пр.

Е.О. Смирнова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ВЫРУБОВ

Сообщение психологический словарь » Чт дек 09, 2010 7:38 am

ВЫРУБОВ Николай Алексеевич (1869—1918) — российский психиатр, невролог и психоаналитик. Один из основателей, организаторов и лидеров российского психоаналитического движения. Окончил Орловскую гимназию (1888) и Московский университет (1893). В 1894—1895 гг. работал в


Клинике душевных и нервных болезней Императорской Военно-медицинской академии (Санкт-Петербург). В 1895—1897 гг. работал врачом Землянского уездного земства. В 1897—1900 гг. — ординатор Психиатрической больницы Святого Пантелеймона (железнодорожная станция "Удельная" под Санкт-Петербургом). В 1899 г. защитил докт. дис. "О перерождениях нервных клеток и волокон в спинном мозгу при нарастающем параличном слабоумии", рецензентом которой был В.М.


Бехтерев. В 1900 г. стажировался в Западной Европе, где слушал лекции по психиатрии (Э. Крепелина, Э. Менделя и др.), невропатологии (В. Эрба, Оппенгейма и др.) и работал в лаборатории Ниссля. В 1901—1907 гг. работал директором Психиатрической лечебницы Воронежского губернского земства.


Наряду с врачеванием и научными исследованиями в области неврологии, преподавал психиатрию в мужской и женской фельдшерских школах. Занимался проблемами организации психиатрической помощи в губернии, общественного попечения о душевнобольных, земского патронажа, посемейного призрения душевнобольных и др. После административного удаления из Воронежской губернии с 1908 г. работал в Психиатрической клинике Московского ун-та. Активно интересовался новыми идеями в психиатрии и психотерапии.


Одним из первых российских психиатров обратил внимание на возможности психоаналитического учения З. Фрейда и стал одним из наиболее деятельных его российских сторонников.


В 1909 опубликовал в профессиональных журналах две статьи: "Психоаналитический метод Фрейда и его лечебное значение" и "Психологические основы теории Фрейда о происхождении неврозов", фактически ставшие одними из первых российских научных работ по психоанализу. В декабре 1909 первым из российских психиатров прочитал в профессиональной аудитории спецкурс "Психоаналитический метод в изучении и терапии психоневрозов" на организованных А.Н. Бернштейном "Повторительных курсах по психиатрии для врачей" (Москва).

В 1909—1916 гг. был директором подмосковного санатория "Крюково" для нервнобольных, где работали российские (Л.Я. Белобородов, Ю.В.


Каннабих, Г.С. Чернорук и др.) и зарубежные (Г. Роршах и др.) сторонники психоанализа. Осуществил эксперименты по синтезу психоанализа и гипноза с использованием при психоаналитической терапии символов и традиций русского православия. В 1910 совместно с А.Н. Бернштейном, Ю.В. Каннабихом и Н.Е. Осиповым организовал выпуск нового научного междисциплинарного журнала: "Психотерапия.


Обозрение вопросов психического лечения и прикладной психологии", фактически ставшего первым русским психоаналитическим журналом и одним из первых в мире периодических изданий по проблемам психоанализа (1910—1914). Наряду с врачеванием занимался проблемами призрения душевнобольных преступников и различными вопросами неврологии. Преподавал психиатрию на Московских высших женских курсах. С 1911 г. был секретарем Русского союза психиатров и невропатологов.


Принимал участие в организации издания "Справочного листка Русского союза психиатров и невропатологов" и Трудов 1-го съезда Русского союза психиатров и невропатологов. В январе 1912 г. был официально избран членом "Общества свободного психоаналитического исследования" (организованного А. Адлером в 1911 г. и впоследствии преобразованного в "Общество индивидуальной психологии"). С 1914 г. в связи с началом


Первой мировой войны, занимался лечением и исследованием психозов и психоневрозов военного времени, что нашло отражение в его работах "Контузионный психоз и психоневроз" (1914), "К постановке вопроса о психозах и психоневрозах войны" (1915). Работал в Московском госпитале для душевнобольных воинов, принимал участие в работе Психиатрической комиссии Красного креста. В 1917 г. занимался организацией Московской конференции психиатров и невропатологов, посвященной повышению эффективности врачебной помощи страдающему населению России.

В.И. Овчаренко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ВЫСКАЗЫВАНИЕ

Сообщение психологический словарь » Пт дек 10, 2010 10:51 pm

Высказывание — единица речевого общения. В логике В. соотносится с суждением и рассматривается только с позиций истинности/ложности. В лингвистике определение В. зависит от выбранного теоретического подхода и метода анализа речи, чаще синонимично понятию фразы. В некоторых теориях В. считается любой законченный в смысловом отношении текст между паузами (ср. трактовку романного жанра М.М. Бахтиным). В отличие от предложения как единицы лингвистического анализа, В. является коммуникативной единицей. Семантический анализ В. предполагает обращение к контексту, ситуации, фоновым знаниям говорящих.

При построении В. говорящий формирует в сознании предметно-логическую модель ситуации, при этом он может по-разному избирать и группировать ее элементы (в т.ч. в зависимости от эмоциональной структурации мира), вследствие чего В. отличается избирательностью. Выделение разных сторон смысла одного фрагмента реальности обеспечивает вариативность В. — возможность описывать одну и ту же ситуацию разными способами. Как речевое явление, В. характеризуется ситуативностью — соотнесенностью с конкретной ситуацией, известной говорящим, что позволяет им использовать обозначения, понятные только в данном случае ("Еще горячий"). В стандартных ситуациях используются клишированные языковые формы (например, этикетные формулы приветствия). Важной особенностью В. является ориентация на слушающего, в том числе на его возможную (предполагаемую) реакцию на В.

В.П. Белянин

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

Сообщение психологический словарь » Сб дек 11, 2010 6:57 pm

Высшие психические функции — сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления. В. п. ф. — одно из основных понятий современной психологии, введенное в отечественную психологическую науку Л.С. Выготским и далее развитое А.Р. Лурия, А.Н.


Леонтьевым, А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным, П.Я. Гальпериным и др.


Выготский выделял два уровня психических явлений ("натуральные" и "культурные" психические процессы, считая, что первый детерминирован преимущественно действием генетического фактора, а второй формируется всецело под влиянием социальных воздействий. Социальные воздействия определяют способы формирования В. п. ф. и тем самым их психологическую структуру. Важнейшей характеристикой В. п. ф. является их опосредствованность различными "психологическими орудиями" — знаковыми системами, являющимися продуктом длительного общественно-исторического развития человечества. Среди "психологических орудий" ведущую роль играет речь; поэтому речевое опосредствование В. п. ф. представляет собой наиболее универсальный способ их формирования. В. п. ф. — сложные системные образования, качественно отличные от других психических явлений. Они представляют собой "психологические системы", которые создаются путем надстройки новых образований над старыми, с сохранением старых образований в виде подчиненных слоев внутри нового целого. Основные характеристики В. п. ф. — опосредствованность, осознанность, произвольность — представляют собой системные качества, характеризующие В. п. ф. как "психологические системы". В. п. ф. как системы обладают большой пластичностью, взаимозаменяемостью входящих в них компонентов. Неизменными (инвариантными) в них являются исходная задача (осознанная цель деятельности) и конечный результат; средства же, с помощью которых реализуется данная задача, весьма вариативны и различны на разных этапах онтогенеза и при разных способах и путях формирования функции.

Закономерностью формирования В. п. ф. является то, что первоначально они существуют как форма взаимодействия между людьми (т. е. как интерпсихологический процесс) и лишь позже — как полностью внутренний (интрапсихологический) процесс. Превращение внешних средств осуществления функции во внутренние психологические носит название интериоризации. Вторая важнейшая черта, характеризующая логику развития В. п. ф., — их постепенное "свертывание", автоматизация. На первых этапах формирования В. п. ф. представляют собой развернутую форму предметной деятельности, которая опирается на относительно элементарные сенсорные и моторные процессы; затем эти действия и процессы свертываются, приобретая характер автоматизированных умственных действий. Одновременно меняется и психологическая структура В. п. ф. Психофизиологической основой В. п. ф. являются сложные функциональные системы, включающие большое число афферентных и эфферентных звеньев и имеющие вертикальную (корково-подкорковую) и горизонтальную (корково-корковую) организацию.

Часть звеньев функциональной системы жестко "закреплена" за определенными участками мозга, остальные обладают высокой пластичностью и могут заменять друг друга, что и лежит в основе механизма перестройки функциональных систем в целом. Т. о., каждая В. п. ф. связана с работой не одного "мозгового центра" и не всего мозга как однородного эквипотенциального целого, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры принимают дифференцированное участие. Теория В. п. ф. разрабатывается не только в русле проблем общей психологии, но и при исследовании вопросов прикладных направлений современной психологической науки. Детская и педагогическая психология использует представление о В. п. ф. как об одном из основных при изучении закономерностей развития психических процессов в онтогенезе, механизмов их управления и формирования. Историческая психология на базе представлений о социальной обусловленности В. п. ф. анализирует различия в "культурных" процессах в зависимости от условий жизни и трудовой деятельности людей.

В патопсихологии анализ особенностей нарушений познавательной деятельности при различных психических заболеваниях основывается на положениях об опосредствованности и системном характере строения В. п. ф. В современной нейропсихологии понятие В. п. ф. является центральным при анализе мозговых механизмов различных нарушений психических процессов у больных с локальными поражениями головного мозга — при диагностировании очага поражения и определении путей и средств восстановления нарушенных функций. Т. о., различные области практического применения теории В. п. ф. подтверждают ее высокую продуктивность и научную значимость.

Е.Д. Хомская

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ФОРМИРОВАНИЕ

Сообщение психологический словарь » Пн дек 13, 2010 5:52 am

Высших психических функций формирование [греч. psychē — душа; лат. functio — исполнение] — важнейшее направление умственного развития ребенка: становление и совершенствование сложных, прижизненно складывающихся системных психических процессов, социальных по своему происхождению. В. п. ф. — одно из основных понятий культурно-исторической теории психического развития, разработанной Л.С. Выготским. Психофизиологической основой В. п. ф. ф. является образование сложных функциональных систем, включающих большое число звеньев. Некоторые звенья функциональной системы жестко "закреплены" за определенными мозговыми структурами, остальные обладают высокой пластичностью и могут заменять друг друга. Разработка теории В. п. ф. позволила А.Р. Лурии обосновать положение о принципиальной возможности восстановления пострадавших психических функций за счет перестройки функциональных систем, являющихся их физиологической основой.

В. п. ф. ф. характеризуется тем, что первоначально они существуют как форма взаимодействия между людьми и лишь позже — как полностью внутренний (интрапсихологический) процесс. Превращение внешних средств осуществления функции во внутренние, психологические носит название интериоризации. Вторая важная черта, характеризующая развитие В. п. ф., — их постепенное "свертывание", автоматизация. На первых этапах формирования В. п. ф. представляют собой развернутую форму деятельности, которая опирается на относительно элементарные сенсорные и моторные процессы; затем эта деятельность "свертывается", приобретая характер автоматизированных умственных действий. Одновременно меняется и психологическая структура В. п. ф.

Е.Д. Хомская

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ВЫТЕСНЕНИЕ

Сообщение психологический словарь » Ср дек 15, 2010 7:59 am

Вытеснение, подавление, репрессия (от позднелат. repressio — подавление) — в психоанализе З. Фрейда, активное неосознаваемое действие, процесс и "защитный механизм", обеспечивающие переход из сознания в бессознательное какого-либо содержания и (или) недопущение неосознаваемого влечения до осознания. В общем В. нарушает связь патогенной информации с сознанием. Согласно З. Фрейду, В. реализуется в виде двух фаз: 1) первичное В. предотвращает первоначальное появление импульса посредством удаления из сознания в бессознательное неприятных воспоминаний, переживаний, неприемлемых желаний и т. д.; 2) вторичное В. обеспечивает удержание в бессознательном различных вытесненных влечений, желаний, стремлений, представлений и т. д. Все вытесненное из сознания в бессознательное не исчезает и оказывает существенное воздействие на состояние психики и поведение человека. Время от времени происходит спонтанное "возвращение вытесненного", которое осуществляется в форме симптомов, снов, видений, ошибочных действий и т. д. З. Фрейд считал теорию В. краеугольным камнем, на котором зиждется все здание психоанализа.

В. И. Овчаренко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ВЫУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ

Сообщение психологический словарь » Ср дек 15, 2010 10:30 pm

Выученная беспомощность — состояние, при котором замедляется научение или которое препятствует ему. В ситуации нехватки контроля над обстоятельствами человек перестает стараться влиять на результаты не только в этой, но и в новых ситуациях, где такой контроль возможен.


Находясь под воздействием неприятных обстоятельств, он не предпринимает попыток избежать их, хотя избавление или избегание в принципе возможны. Майер и Селигмен (1976) охарактеризовали три вида дефицита, связанного с такой выученной беспомощностью: мотивационный, когнитивный и эмоциональный. Безуспешная попытка противостоять стрессу могут привести к отрицательным психологическим и соматическим последствиям для здоровья. В. б. вызывает депрессию у лиц: (а) считающих, что их неудачи определяются их собственными недостатками; (б) считающих, что их неудачи характерны для любой их жизненной ситуации не только в настоящем, но и в будущем; (в) считающих, что они не способны справиться с трудными ситуациями, которые разрешимы для любого другого человека. Термин В. б. предложен М. Селигменом для обозначения того факта, что данный вид беспомощности является приобретенным состоянием.

Н. Д. Творогова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ВЫШЕСЛАВЦЕВ

Сообщение психологический словарь » Пт дек 17, 2010 7:19 pm

ВЫШЕСЛАВЦЕВ Борис Петрович (1877—1954) — российский философ, психолог и психоаналитик. Окончил юридический фак-т Московского ун-та (1899). Ученик П.И. Новгородцева. До 1902 г. работал адвокатом. Затем изучал философию в России и Германии. В 1914 г. защитил докт. дис., опубликованную в виде книги: "Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии". С 1917 г. — профессор.


Преподавал в Московском ун-те, Московском коммерческом ин-те и Народном ун-те Шанявского. Участвовал в работе Вольной Академии духовной культуры. В 1922 г. был выслан из России. Работал в Берлине в созданной Н.А. Бердяевым Религиозно-философской академии. В 1924 переехал в Париж, где работал ред. изд-ва "ИМКА-ПРЕСС" и преподавал нравственное богословие в Богословском ин-те.


Участвовал в создании религиозно-философского журнала "Путь" (1925—1940), в котором опубликовал ряд своих работ. После Второй мировой войны жил в Швейцарии. Исследовал проблемы психологии, философской антропологии, социальной философии, этики и др. Значительное внимание уделил изучению иррационального.


Подчеркивал ведущую роль интуиции в познании. В качестве одной из центральных тем творчества избрал психологию и философию "сердца" ("Проблемы религиозного сознания", 1924, "Сердце в христианской и индийской мистике", 1929). Предложил понимание "сердца" как сокровенного ядра психики и личности, обладающего вечными ценностями и обеспечивающего особую связь человека с Богом. Многократно обращался к интерпретации проблем любви.


Изучал вопросы массовой психологии. В 30-х гг., совместно с Э.К. Метнером осуществил русский перевод и издание трехтомника "Избранных работ по аналитической психологии" К.Г. Юнга. В 1931 г. опубликовал книгу "Этика преображенного Эроса.


Проблемы Закона и Благодати", в которой, используя идеи З. Фрейда, К.Г. Юнга и А. Адлера, развил оригинальную теорию ненормативной этики сублимации Эроса — своеобразной этики творчества.

В.И. Овчаренко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ВЫЯСНЕНИЕ

Сообщение психологический словарь » Сб дек 18, 2010 3:26 pm

Выяснение (в психотерапии) — обращение в ходе психотерапевтического сеанса к клиенту за некоторыми уточнениями. Психотерапевт при возникновении непонимания между ним и клиентом, неясности фразы клиента, двусмысленности какого-то слова задает "выясняющие" вопросы. В. — один из приемов "понимающего слушания" в гуманистической психотерапии. Выяснение полезно, когда: (а) необходимо точно понять позицию клиента в его, например, семейном конфликте; (б) клиент говорит путано, перепрыгивая с одной мысли на другую; (в) необходимо помочь клиенту самому разобраться в своей позиции; (г) надо продемонстрировать клиенту, что его внимательно слушают. Правила выяснения: (1) использование нейтральных фраз вроде "Что Вы имеете в виду?", "Не объясните ли Вы это?", "Извините, я не совсем вас понял"; (2) реплики должны касаться только того, что говорит клиент, и не содержать оценки его поведения и умения излагать свои мысли; (3) не задавать вопросы, требующие односложного ответа ("да", "нет"), которые создают у клиента ощущение, что его допрашивают.

Н. Д. Творогова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА

Сообщение психологический словарь » Вс дек 19, 2010 4:08 pm

Вюрцбургская школа — группа исследователей во главе с немецким психологом О. Кюльпе, изучавших в начале ХХ в. в Вюрцбургском университете (Бавария) высшие психические процессы (мышление, волю) посредством лабораторного эксперимента в сочетании с видоизмененным методом интроспекции ("экспериментальное самонаблюдение", при котором испытуемый тщательно наблюдал за динамикой переживаемых им состояний на каждой из стадий выполнения инструкции). К В. ш. принадлежали немецкие психологи К. Марбе, Н.


Ах, К. Бюлер, английский психолог Г. Уатт, бельгийский психолог А. Мишотт и др. В. ш. ввела в экспериментальную психологию в качестве нового объекта анализа выполнение заданий интеллектуального характера (изучение логических суждений, ответов на вопросы, требующие умственных усилий, и т. п.).


Было выявлено, что мышление представляет собой психический процесс, закономерности которого не сводятся ни к законам логики, ни к законам образования ассоциаций. Своеобразие мышления объяснялось тем, что ассоциации отбираются в соответствии с тенденциями, создаваемыми принятой испытуемым задачей. Организующая роль признавалась за предваряющей поиск решения установкой, которую одни представители В. ш. считали "установкой сознания", другие — неосознаваемым актом (поскольку она скрыта от интроспекции). В противовес общепринятым в то время воззрениям В. ш. пришла к выводу, что в сознании содержатся несенсорные компоненты (умственные действия и независимые от чувственных образов значения, смыслы). Поэтому специфику концепции В. ш. обычно усматривают в том, что она ввела в психологию понятие о безóбразном мышлении. Процесс мышления трактовался ею как смена операций, иногда приобретающих аффективную напряженность (чувство неуверенности, сомнения и др.). Работы психологов В. ш. поставили ряд важных проблем, касающихся качественных различий между мышлением и другими познавательными процессами, вскрыли ограниченность ассоциативной концепции, ее неспособность объяснить избирательность и направленность актов сознания.

При этом, однако, мышление без образов ("чистое" мышление) неправомерно противопоставлялось другим его формам, а зависимость мышления от речевой и практической деятельности игнорировалась. Важные позитивные результаты при исследовании проблем, поставленных В. ш., были получены гештальтпсихологией, Л.С. Выготским, С.Л.


Рубинштейном и их учениками. Данные, полученные В. ш., вызвали критику со стороны представителей других школ экспериментальной психологии, также пользовавшихся методом интроспекции (В. Вундта, Э.Б. Титченера, Г.Э. Мюллера), что привело к кризису интроспективного направления в целом.

М.Г. Ярошевский

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

Пред.

Вернуться в Словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Атех, cooler462, GoGo [Bot], Google [Bot], Joker, Грим, rtanya, Start_error, vadimr, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot]