Нет, ну нравится мне эта тема
Да, вот я еще вспомнила, что забыла сказать
Про ширину букв (в каких случаях ширина буквы будет значимым признаком и может потребоваться классифицировать буквы по этому признаку).
Предположим, что мы имеем дело с конкретным шрифтом. Не моноширинным, то есть разные буквы имеют разную ширину и Ш будет шире, чем И. Тогда, условно говоря, если ширина букв И, Н, Г - условная единица, а ширина букв Ю, Ш, Ж и т.п. - две условных единицы (такое соотношение может быть использовано при рисовании букв на клетчатой бумаге "по клеточкам", тогда буква "Н" вписывается в прямоугольник 2х1, а буква Ш - 2х2), то если мы будем буквы такого начертания вырезать из прямоугольных заготовок, для букв одного класса потребуются заготовки 2х1, для другого - 2х2 (на самом деле пропорции, возможно, будут немного другие, т.к. линии вырезаемых букв имеют не нулевую толщину, в отличие от букв, рисуемых на бумаге, и поэтому придется немного изменить ширину прямоугольников; но все равно получается, что буквы Ш, Ж, A будут вырезаны из прямоугольников одной ширины, а буквы Н, Е, И - из прямоугольников другой ширины).
Правда, здесь, конечно, классифицируются изображения букв (литеры), а не их значения. Но и изображение буквы, и значение буквы обычно в разговорном языке назвается "буква".
А если классифицировать именно буквы как "значения букв" (то есть если написание буквы не имеет никакого значения, главное, чтобы это была буква "А" или буква "Й") - пожалуйста, вот еще примеры.
У всех букв русского алфавита есть "правильные названия" (в смысле, можно говорить "буква ры", "буква рэ", но правильным считается "буква эр"). Тогда можно классифицировать буквы по названиям. Отдельно поместить гласные буквы (название буквы полностью совпадает со звуком или парой звуков, которые она обозначает; например, буква а - это один звук, буква Я - два звука: "йа"). В другой класс - согласные буквы, где "э" в "правильном" названии стоит после буквы ("бэ", "вэ", "гэ"...), в третий - согласные, где "э" в правильном названии стоит перед буквой ("эм, "эн"...), в четвертый - где в названии буквы на конце стоит "а" ("ка", "ха", "ша", "ща"). Причем эти последние три класса можно сгруппировать: либо в один класс "согласные буквы, в названии которых используется гласная а" и "согласные буквы, в названии которых используется гласная э" (тогда второй класс будет разбит на подклассы "э в названии перед согласной" и "э в названии после согласной"); либо в один класс "согласные, в названии которых гласная ставится в начале", в другой - "согласные, в названии которых гласная ставится в конце" (и этот класс разбить на подклассы "в конце - Э" и "в конце - А"). И, наконец, последний класс - "буквы, названия которых записываются целыми словами" ("и краткое", "твердый знак", "мягкий знак"; правда, насчет названий букв "ь" и "ъ" я не знаю, это только "школьные" названия или в научной литературе они тоже используются).
Про классификацию букв по тому, каким звукам они соответствуют, уже вроде бы говорилось много раз... можно отдельно поместить гласные буквы, причем там будут подклассы - буквы, обозначающие один звук - например, а, о, и буквы, обозначающие два звука - ю ("йу"), я ("йа") и т.п. Второй класс - буквы, обозначающие согласные звуки, третий - буквы, не обозначающие звука, но определяющие, какие звуки будут обозначать соседние буквы (мягкий, твердый знаки, например, "мел"/"мель" - л или л'; "полёт"/"польёт" и т.п.).
Да, если вот такой подход использовать, то буква "и" вообще интересная - по тому, какие звуки она может обозначать. Если, например, буква "а" - она и обозначает звук "а" (то же самое - буквы у, о, ы, э), буква "я" - звуки "йа" или "
'а", например, "яркий" - "йа", "вялый" - "
'а" (то же самое - для букв "ю", "ё", "е"). Но тут большинство гласных букв в алфавите парные, как в начальной школе учат: а/я, о/ё, у/ю, ы/и, э/е. Так вот, в этих парах букв все пары, кроме "ы/и", имеют одинаковую структуру, если сопоставлять буквам звуки, которые они могут обозначать. А пара "ы/и" как бы выбивается: название буква "и" состоит не из двух звуков (в отличие от "йа", "йо", "йу", "йэ"), но в плане того, какие звуки она может обозначать, она ведет себя в чем-то сходно с "я", "ё" и т.п.: после мягкого знака, например, все эти буквы "йотируются" ("воробьи" - "йи", как "бельё" - "йо" на конце).
Это, правда, уже связь букв со звуками, а в исходном задании была "классификация букв (не звуков!)". Но можно же классифицировать буквы по тому, какие звуки они могут обозначать
.
В общем, выбор основания классификации (а также выбор того, какое из значений слова "буква" будет использоваться) зависит от целей классификации
. Но с этим, думаю, спорить никто и не будет
.