Алекса́ндр Три́фонович Твардо́вский, советский поэт, главный редактор журнала «Новый мир».
Детство
Родился в Смоленской губернии, на хуторе Загорье в семье деревенского кузнеца Трифона Гордеевича Твардовского.
Земля эта - десять с небольшим десятин - вся в мелких болотцах и вся заросшая лозняком, ельником, березкой, была во всех смыслах незавидна. Но для отца, который был единственным сыном безземельного солдата и многолетним тяжким трудом кузнеца заработал сумму, необходимую для первого взноса в банк, земля эта была дорога до святости. Нам, детям, он с самого малого возраста внушал любовь и уважение к этой кислой, скупой, но нашей земле - нашему "имению", как в шутку и не в шутку называл он свой хутор.
Дед поэта, Гордей Твардовский, был бомбардиром (солдатом-артиллеристом), служившим в Польше, откуда привез прозвище "пан Твардовский", перешедшее к его сыну. Это прозвище (в реальности не связанное с дворянским происхождением) заставляло Трифона Гордеевича воспринимать себя скорее как однодворца, нежели крестьянина.
Между прочим, он ходил в шляпе, что в нашей местности было странностью и даже некоторым вызовом, и нам, детям, не позволял носить лаптей, хотя из-за этого случалось бегать босиком до глубокой осени. Вообще многое в нашем быту было "не как у людей".
Мать же Твардовского, Мария Митрофановна, действительно происходила из однодворцев. Трифон Гордеевич был человеком начитанным - и по вечерам в их доме часто читали вслух Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Некрасова, А. К. Толстого, Никитина, Ершова. Стихи Александр начал сочинять рано, еще будучи неграмотным, и не будучи в состоянии их записать. Первое стихотворение было гневным обличением мальчишек, разорителей птичьих гнезд.
В 14 лет Твардовский стал писать маленькие заметки в смоленские газеты, а затем, собрав несколько стихотворений, принес их Михаилу Исаковскому, работавшему в редакции газеты "Рабочий Путь". Исаковский встретил поэта приветливо, став другом и наставником молодого Твардовского.
Юность
В поэмах «Путь к социализму» (1931) и «Страна Муравия» (1934—1936) изобразил коллективизацию и утопические мечты о «новой» деревне. Несмотря на то, что родители Твардовского были раскулачены и сосланы, сам он поддержал коллективизацию. Впоследствии поэт радикально пересмотрел свои взгляды на это явление.
Финская война
Член ВКП(б) с 1938 г. Комиссаром участвовал в присоединении к СССР Западной Белоруссии и в Советско-финской войне.
"Василий Теркин"
В 1941—1942 годах работал в Воронеже в редакции газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия». Поэма «Василий Тёркин» (1941—1945), «книга про бойца без начала и конца» — самое известное произведение Твардовского; это цепь эпизодов из Великой Отечественной войны. Поэма отличается простым и точным слогом, энергичным развитием действия. Эпизоды связаны друг с другом только главным героем - автор исходил из того, что и он сам, и его читатель могут в любой момент погибнуть. По мере написания главы печатались в газете Западного фронта "Красноармейская Правда" - и были невероятно популярны на передовой. Поэма стала одним из атрибутов фронтовой жизни - в результате чего Твардовский сделался культовым автором военного поколения.
Помимо прочего, "Василий Теркин" выделяется среди других произведений того времени полным отсутствием идеологической пропаганды, упоминаний о Сталине и партии.
Послевоенные поэмы
В поэме «За далью — даль» и лирике (книга «Из лирики этих лет. 1959—1967», 1967) — раздумья о движении времени, долге советского художника, о жизни и смерти.
"Новый Мир"
Во второй период редакторства Твардовского в "Новом мире", особенно после XXIII съезда КПСС журнал становится прибежищем антисталинских сил в литературе, символом "шестидесятничества", духовным оазисом тех лет. В 1960-е годы Твардовский в поэмах «По праву памяти» (опубликована в 1987 г.) и "Теркин на том свете" пересматривает свои взгляды на И. Сталина и сталинизм. В рамках этой переоценки Твардовский, получает разрешение Хрущева на публикацию рассказа «Одного дня Ивана Денисовича» А. Солженицына. Такая позиция журнала вызвала недовольство неосталинистов. В течение нескольких лет велась литературная полемика журналов "Новый мир" и "Октябрь" (ред. Вс.Кочетов). После снятия Хрущева в прессе (ж. "Огонёк", газ. "Социалистическая индустрия") была проведена кампания против "Нового мира". Ожесточенную борьбу с журналом вел главлит, систематически не допускавший к печати самые важные материалы. Поскольку формально уволить Твардовского руководство Союза Писателей не решалось, последней мерой давления на журнал было снятие заместителей Твардовского и назначение на эти должности враждебных ему людей. В феврале 1970 г. Твардовский был вынужден сложить редакторские полномочия, коллектив журнала ушел вместе с ним. В "Новом мире" политический либерализм сочетался с эстетическим консерватизмом. Твардовский холодно относился к модернистской прозе и поэзии, отдавая предпочтение литературе реализма.
Вскоре после разгрома его журнала, Твардовский заболел и умер. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В Воронеже и Москве его именем названы улицы.
Лауреат Сталинской (1941, 1946, 1947), Ленинской (1961), Государственной (1971) премий.
Спасибо Wiki за материал.